Ufameteo.ru сейчас в Уфе -3°C

 

Вкладчики обанкротившихся банков могут получить свыше гарантированных 700 000 рублей

<p>Депутаты и ЦБ придумали, как улучшить положение вкладчиков-миллионеров, не подпадающих под гарантированные 700 000 рублей, при банкротстве банков. «Определенные идеи о совершенствовании законодательства, связанные с банкротством [банков], есть <...> речь идет об изменении статуса Агентства по страхованию вкладов — о том, чтобы АСВ передвинуть из первой очереди [кредиторов] в третью», — заявил первый зампред ЦБ Алексей Симановский в эфире радио Business FM.</p>

Депутаты и ЦБ придумали, как улучшить положение вкладчиков-миллионеров, не подпадающих под гарантированные 700 000 рублей, при банкротстве банков. «Определенные идеи о совершенствовании законодательства, связанные с банкротством [банков], есть <...> речь идет об изменении статуса Агентства по страхованию вкладов — о том, чтобы АСВ передвинуть из первой очереди [кредиторов] в третью», — заявил первый зампред ЦБ Алексей Симановский в эфире радио Business FM.

Речь идет о законопроекте, разрабатываемом Общероссийским народным фронтом (ОНФ). Как рассказал «Ведомостям» первый зампред думского комитета по экономической политике, активист ОНФ Виктор Климов, законопроект предусматривает выделение требований вкладчиков-физлиц обанкротившихся банков в первую подочередь — перед требованиями АСВ. Таким образом, активы, включенные в конкурсную массу должника, будут направляться, прежде всего, на компенсации гражданам сверх страхового лимита, а оставшееся — обратно в систему страхования вкладов.

По словам Климова, таким образом ОНФ попытается решить проблему социальной напряженности, но инициативу еще нужно обсудить со всеми участниками системы страхования вкладов (ССВ). Эта инициатива разрабатывается ОНФ параллельно с решением проблемы уголовной и материальной ответственности лиц, контролирующих банки, у которых отозвана лицензия. Правительство «концептуально не против такой идеи», знает чиновник правительства. По его словам, предложение подвинуть АСВ в очереди обсуждалось ЦБ еще с октября, до истории с Мастер-банком. Получить комментарии в АСВ не удалось.

При этом Госдума и регуляторы никак не могут решиться поднять страховое возмещение до 1 млн рублей. Такой законопроект находится на рассмотрении Госдумы. ЦБ и АСВ предлагали увеличить страховой лимит еще в 2012 г., однако тогда инициатива не прошла, поскольку чиновники сочли, что объем вкладов, подпадающий под страховку, и без того высок. К тому же фонд АСВ в последнее время на фоне громких падений банков слишком быстро тратится. С момента создания АСВ в 2004 г. вкладчики-физлица получили страховое возмещение в размере 98,8 млрд рублей, а только за второе полугодие этого года вкладчикам «Пушкино» и Мастер-банка будет выплачено в общей сумме более 50 млрд рублей, говорит Климов.

Сейчас в фонде АСВ 232,7 млрд рублей. Банки отчисляют в него 0,1% от объема вкладов в квартал, а максимальная сумма возмещения пока составляет 700 000 рублей.

В настоящее время в первой очереди находятся одновременно и граждане, у которых вклады в обанкротившемся банке составляли сверх 700 000 рублей, и АСВ, которое выступает с требованием на сумму, равную той, которую пришлось выплатить вкладчикам из системы страхования вкладов. Средства распределяются между гражданами и агентством пропорционально размеру требований, и вернуть средства сверх 700 000 рублей гражданам практически невозможно, рассказывает Климов.

Например, из 61 000 розничных вкладчиков банка «Пушкино» 10 000 человек имели вклады выше страхуемой суммы, указывает Климов.

Это справедливое решение, считает арбитражный управляющий Евгений Семченко. Сейчас человек, у которого в банке был, например, 1 млн рублей, в одиночку конкурирует за деньги с АСВ, у которого гигантские права требования, например, в случае с Мастер-банком — на 31 млрд рублей. В итоге 90% денег из первой очереди уходят агентству, а человек из своих 300 000 рублей получает в процедуре банкротства копейки. Если принять предложения депутатов или ЦБ, люди смогут компенсировать как минимум значительную часть вкладов свыше 700 000 рублей, полагает он. Для людей не принципиально, переедет ли АСВ в конец первой или третью очередь, но это важно для корпоративных клиентов банка, замечает Семченко.

У одной из компаний-банкротов, которой он занимается, в Мастер-банке на счете зависло 518 000 рублей. «Я эти уже точно не получу, когда АСВ заберет свое. Я это ясно понимаю», — говорит он. По его словам, так же думает коллега, у компании которого в банке зависло 11 млн рублей. «Если АСВ переедет в третью очередь, то будет с нами на равных конкурировать за конкурсную массу и что-то удастся вернуть», — объясняет Семченко.

Руководитель корпоративной практики «Яковлев и партнеры» Владислав Добровольский считает идею ОНФ нецелесообразной с экономической точки зрения, поскольку вкладчики и так имеют преимущество перед юрлицами, в том числе перед малым и средним бизнесом. В случае воплощения в жизнь этой инициативы решить проблему устойчивости ССВ можно будет только за счет более высоких отчислений банков, отмечает он.

Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян предпочел бы поднять страховое возмещение на уровне закона: «Более правильный путь — постепенное повышение порога страхового возмещения».

Другие новости рубрики