Ufameteo.ru сейчас в Уфе +24°C

 

О современном церемониале, или как Путин выходил на конференцию в Уфе

<p>Вот интересно, какую роль играет церемониал в современных условиях? На саммите ШОС лично я впервые увидел его въявь.</p>

Вот интересно, какую роль играет церемониал в современных условиях? На саммите ШОС лично я впервые увидел его въявь.

Главный вопрос – кто кого и сколько должен ждать? Итоговая пресс-конференция в Уфе с Владимиром Путиным началась вчера примерно в 17:50, хотя заявлена была на 17:00. Это, впрочем, нормально – редко когда обычные мероприятия начинаются вовремя, что уж говорить о конференциях на высшем уровне. Не будем рассуждать о приёмах «маринования» журналистов – глав государств было много, встреч и неформального общения между ними – тоже.

Главный вопрос не в ожидании журналистов, а в том, в какое время начали подходить официальные лица. Время их появления в конференц-зале легко было отслеживать по дружному щёлканью фотоаппаратов. Кстати, интенсивность щёлканья – ещё один способ определить важность персоны, своего рода современный гром фанфар.

Так, примерно за 10 минут до непосредственного появления президента явились в первый ряд, на заранее подготовленные обслуживающим персоналом места, чиновники ранга генерального секретаря ШОС Дмитрия Мезенцева. До этого можно было наблюдать приход ряда строгих деловитых людей, не являвших по ходу саммитов журналистам свои персоны. Там же был Бахтиер Хакимов, спецпредставитель президента РФ по делам ШОС.

Буквально за несколько минут до начала появился министр иностранных дел Сергей Лавров, также занявший место в первом ряду. Затем – пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков (ясно, тут дело не в традициях, человеку по должности положено находиться рядом с лидером), и затем – к кафедре зала на сцену вышел Владимир Путин.

Время прихода на мероприятие чиновников, и соответственно, срок ожидания лидера – это церемониал, самый настоящий. И это не плохо и не хорошо, это нормально. Наверное, так и должно быть. Просто в таких ситуациях в который раз начинаешь задумываться о том, что времена меняются, техника и типы государственных устройств тоже, а вот мы все, люди, и сложившиеся веками традиции – нет.

Другие статьи Сергея Щербенка