Ufameteo.ru сейчас в Уфе -3°C

 

Система «Платон»: Как забастовки дальнобойщиков повлияют на цены в Башкирии?

С 15 ноября в России начала действовать система «Платон» – порядок взимания платы с большегрузных машин за проезд по федеральным трассам. Проект вызвал множество противоречий среди бизнесменов сферы грузоперевозок. Волна забастовок дальнобойщиков прошла по многим городам страны, затронув и Башкирию.

Редакция UfaTime.ru решила выяснить, как «Платон» повлиял на республику и каких последствий стоит ожидать в дальнейшем. В качестве эксперта выступил руководитель департамента транспортной логистики НКО «СоюзАгроПром» Олег Арефьев.

UT: Почему систему «Платон» решили внедрить именно сейчас?

Олег Арефьев: Чтобы понять, что происходит с грузоперевозками, надо погрузиться в историю.  Когда в 90-х началась перестройка, перевозки были выгодным занятием. Но сформировавшийся тогда рынок сейчас существует в том же виде. Государство на него не влияет. При этом 80 процентов рынка находится в теневом секторе. Законов много, но они не работают.

Примерно 70 процентов субъектов отрасли – частные перевозчики, при этом половина из них вообще никак не зарегистрирована – это физические лица, которые просто катаются на машине и не платят налогов. При этом выйти «в свет» они не могут даже при большом желании. Конкуренция на рынке сейчас дикая, и предложение превышает спрос. Поэтому была необходима система, которая бы позволила вывести бизнес из тени. Появляется система «Платон», которая затрагивает всю отрасль от грузоотправителей до дальнобойщиков. Основная проблема в том, что не платить тут уже не получится. Я сейчас не говорю, правильно это или нет, просто это та логика, которой руководствовались при введении данного сбора.

UT: Чем именно «Платон» так возмутил дальнобойщиков, что они решились на забастовку?

Олег Арефьев: В 2011 году было широкое обсуждение саморегулирования перевозчиков. Было понято, что добровольно никто в такую организацию не пойдёт, решили сделать это обязательным условием работы. Тогда же было заявлено, что в теневом обороте грузоперевозок вращается до 6 трлн рублей. Закон провалился, но цифра в 6 трлн в головах осталась. Решили сделать проще: пусть грузовики ездят по дорогам, но платят за это. Появляется система «Платон», которая затрагивает всю отрасль от грузоотправителей до дальнобойщиков. Из-за данной системы теневому бизнесу придется либо регистрироваться, либо прекращать работу. Этот маленький камушек смог дестабилизировать всю отрасль.

UT: Как Вы оцениваете ущерб, который повлекли за собой забастовки?

Олег Арефьев: Подобные забастовки случаются ежегодно, но в этот раз они дали неожиданный результат. Никто не ожидал от дальнобойщиков такого, даже они сами. После широкого освещения в прессе бастующие поняли, что их заметили. Протест начал набирать обороты, но бесформенно: не было ни логики, ни единых требований. Лидеры просили о разном: кто-то полностью отменить «Платон»,  кто-то – снизить цифры.

«Платон» сам по себе, конечно, повлияет на конечное ценообразование, но в допустимых пределах. Дело в том, что конечная цена товара включает в себя от 30 до 50% транспортной составляющей, но она добавляется не одномоментно, а постепенно. Другой вопрос, что этим сейчас пытаются воспользоваться недобросовестные участники рынка и обосновать этим своё желание получить дополнительную прибыль, свалив ответственность на «Платон»

Куда важнее то, что грузоотправители начали понимать: они уязвимы и зависят от перевозчиков, а перевозчики у нас неорганизованы.  Доверять таким перевозчикам нельзя, и сейчас отправители будут минимизировать риски – уходить в сферу железнодорожных перевозок или создавать свой автопарк. Если не привести отрасль в норму, мы имеем шанс потерять грузоперевозки как сферу деятельности.

UT: Как обстоят дела с грузоперевозками в Башкирии?

Олег Арефьев: В республике сложилась такая ситуация, что за транспортную составляющую не отвечает никто. Нет государственной структуры, которая занималась бы отдельно перевозками. Существовавшие в республике комитеты по транспорту и дорожному строительству объединили. Теперь у нас один комитет  занимается  и перевозками, и дорогами, хотя, по сути, это две противоречащих друг другу отрасли. Перевозчик хоть и наносит ущерб дорогам, но в его интересах заплатить меньше, у дорожников наоборот – главная цель –  заработать больше денег для строительства дорог.

В итоге остаются только фискальные структуры, контролирующие легальных перевозчиков. Проверка приходит только к тем, кто зарегистрирован, поэтому многие и предпочитают работать  в тени.

UT: Как «Платон» повлиял на цены в магазинах?

Олег Арефьев: Сам принцип деятельности «Платона» не противоречит существующему законодательству и де-юре не является налогом, как это пытаются представить его оппоненты. Однако поспешность его введения без тестового режима и определенные программные сбои в начале работы привели к панике, которая  послужила поводом для повышения цен. Соответственно, мы получили  психологическое повышение цены, а потом будет экономическое.


UT: Существует ли вероятность, что «Платон» отменят?

Олег Арефьев: Теоретическая вероятность есть у всего. Но на данный момент более 85% перевозчиков уже зарегистрировались в системе, а значит, её приняли, не смотря на все возмущения. Кроме того,  те средства, которые планируют получить от данной системы, уже заложены в бюджет следующего года. Более корректно сейчас вести работу по пути минимизации негативного влияния этой системы на перевозчиков, чем мечтать об эго отмене. Я сам не однозначно отношусь к этой системе, но я реалист.

 

Другие новости рубрики