Ученые впервые зафиксировали «кашель» престарелой звезды

Фото: Университет Уорика

Чилийские и немецкие ученые впервые зафиксировали «кашель» престарелой звезды Антарес, которая является одним из самых крупных и ярких светил в ближайших окрестностях Солнечной системы. Также исследователи открыли мощнейшие турбулентные потоки пыли и газа в атмосфере умирающей звезды. Информация об этом исследовании опубликована в научном журнале Nature.

Речь идет о красном сверхгиганте Антарес или Альфа Скорпиона, находящемся на последнем этапе своего существования, когда практически полностью исчерпан источник энергии – водорода. В этот момент звезды расширяются и начинают сбрасывать вещество внешних оболочек в космическое пространство.

Антарес является одной из самых крупных звезд, известных человечеству. Его масса в 18 раз превышает солнечную массу, а радиус – приблизительно в тысячу раз. Благодаря последнему факту внешняя граница этой звезды проходит примерно там, где находится пояс астероидов между орбитами Юпитера и Марса.

Ученые отмечают, что одной из главных загадок красных гигантов являлось то, что они окружены гигантским облаком пыли, которое простирается на десятки миллиардов километров. Благодаря наблюдениям за звездой Антарес исследователи пришли к выводу, что такие пылевые «шубы» образуют конвективные потоки газа, перемешивающие и охлаждающие материю умирающих светил.

Оказалось, что часть недр Антареса находится в относительно спокойном состоянии, а другие регионы звезды покрыты турбулентными потоками газа, которые двигаются с невероятно большой скоростью, превышающей 20 километров в секунду. Ученые это назвали неровным и прерывистым «кашлем» светила.

Открытие этих потоков важно тем, что они не могут двигаться с такой скоростью в соответствии с текущими представлениями о рождении пыли в атмосфере красных гигантов. Вероятно, что это может повлиять на сделанные ранее предсказания относительно сроков жизни Антареса и Бетельгейзе – умирающих гигантов.

Ожидается, что через некоторое время Антарес полностью израсходует запасы своего «топлива» и превратится в сверхновую, которую на Земле можно будет наблюдать даже днем. Проводимые исследования и наблюдения за внешними слоями гигантской звезды позволять понять, как быстро это произойдет.