Ученые: На Луне в древности существовала атмосфера и она была плотнее марсианской

Ученые из США в ходе исследования объема базальтов лунных морях рассчитали объем газов, выброшенных в процессе их образования. В итоге они пришли к выводу, что на Луне в древности существовала атмосфера и она была плотнее, чем на сегодняшнем Марсе. Статья об этой работе опубликована в научном издании Earth and Planetary Science Letters.

Авторы этого исследования использовали данные гравиметрии, которая была выполнена при помощи аппаратов на окололунной орбите. Они определили толщину наблюдаемых базальтов, которые активно изливались при извержении вулканов на Луне. Попутно выделялось большое количество газов и водяного пара. Общий объем базальтов оказался весьма внушительным, как и объем выброшенных вместе с ним газов. Их было настолько много, что на пике вулканической активности 3,5 млрд лет назад у Луны должна была образоваться атмосфера.

Тогда давление лунной атмосферы могло достигать 1% от земной и этот показатель в полтора раза выше, чем у сегодняшней атмосферы на Марсе. При этом на полное рассеивание такой атмосферы потребовалось порядка 70 млн лет. В ней присутствовал большой объем водяного пара – не менее 10 млрд тонн, он то замерзал, то испарялся во время циклов «день-ночь» и постепенно должен был остаться только там, где нет прямых солнечных лучей – в приполярных кратерах и подземных пещерах.

Ученые отмечают, что если хотя бы 0,1% выброшенного водяного пара осталась на Луне в виде льда, то в настоящее время на спутнике Земли имеется не менее 100 млн тонн водяного льда, что совпадает с ранее полученными оценками объемов лунного льда. Однако нынешнее исследование полностью меняет представление о происхождении воды на Луне: ранее предполагалось, что она была занесена на спутник кометами или астероидами, сейчас же речь идет о том, что практически вся лунная вода имеет местное происхождение. Анализ ее изотопного состава может окончательно прояснить данный вопрос.