Редактирование генома вызывает ряд генетических мутаций

Фото: wallpage.ru

Британские ученые из Института Сенгера обнаружили, что применение системы CRISPR/Cas в клетках человека и животных вызывает появление нежелательных мутаций. Об этом сообщает журнал Nature Biotechnology.

Систему CRISPR/Cas одобрили для ряда клинических исследований, в том числе изменения Т-клеток для лечения рака пищевода, лейкемии и рака легких.

В мае 2017 года эксперты из Колумбийского университета сообщили, что CRISPR/Cas изменяет ДНК за пределами нужного участка. Ученые не подтвердили свои результаты, однако специалисты из Института Сенгера также обнаружили, что система CRISPR вызывает больше побочных эффектов, чем полагалось ранее.

В новом исследовании ученые проанализировали влияние CRISPR на стволовые клетки мышей и эпителиальные клетки сетчатки человека. Результаты показали, что система приводила к масштабным генетическим изменениям, в том числе к делеции (потере участков хромосомы), затрагивающей несколько тысяч пар оснований вдали от участка, который изменялся системой CRISPR. Такие мутации могут травмировать важные гены, что приведет к смерти пациентов, к которым применяется генная терапия. Риск возникновения раковых образований велик даже в случае патогенной мутации одной из миллионов клеток.

Пока проводятся исследования, эксперименты на пациентах были запрещены. Эксперты утверждают, что необходимо дальнейшее изучение для предотвращения ошибок редактирования ДНК.