Ufameteo.ru сейчас в Уфе +21°C

 

Я сюда никогда не вернусь: Как живут осужденные в уфимской колонии-поселении и о чем мечтают

Фото: UfaTime.ru

Еще не воля, но уже не тюрьма – примерно так можно охарактеризовать колонию-поселение в Уфе при ИК-9. Здесь отбывают наказание те, кто совершил преступления по неосторожности или первый раз попал на скамью подсудимых. Также за хорошее поведение сюда переводят преступников из колоний общего и строго режимов.

Строгая «девятка» и поселение при ней располагаются через дорогу друг от друга, но разница между ними колоссальная. В лагере осужденные ходят строем и в робах, не могут выходить за периметр, пользоваться деньгами, ходить на свидания, когда вздумается – тотальное лишение свободы. 

В поселении осужденные живут обычной жизнью: носят гражданскую одежду, ходят на работу за периметр, готовят себе обеды, покупают вещи в городских магазинах и расплачиваются наличными, даже домашние любимцы здесь есть в лице двух котов – почти свобода.
Осужденные поделились с корреспондентом UfaTime.ru историями своих жизней: рассказали, как живут в поселении; почему не жалеют, что попали сюда, и что планируют делать на воле.

История Радика

Радику 33 года, он родом из Белорецка. Почти половину жизни он провел в колонии. В 18 лет его приговорили к длительному сроку за убийство. 12 лет он провел в колонии в Салавате, четыре года назад за хорошее поведение перевелся в поселение в Уфу.

«По дурости ли попал сюда? Нет, скорее обстоятельства так сложились. Вы не подумайте, я не злодей. Семьей я не успел обзавестись, родителей у меня тоже не было, воспитывала тетя. На свободе меня ждут друзья, они же познакомили меня с девушкой, три года мы встречаемся, вчера приезжала на свидание. Когда выйду, пойду учиться на инженера».

Несколько лет назад он сдавал ЕГЭ, кстати, довольно неплохо: физику и русский язык сдал на 4-ку. У осужденных есть возможность получать высшее образование дистанционно, но предлагают в основном гуманитарные специальности, а не технические, поэтому Радик намерен поступить в университет после освобождения. 

«Не думаю, что будет тяжело на свободе, я адаптировался к ней в поселении.  Я даже не понял, что столько лет отсидел. Как не терять оптимизм и человеколюбие в колонии? Просто о плохом не думаю никогда.  Не нужно деградировать. Первое, что сделаю, когда выйду – на кладбище к отцу поеду, а потом – документы на дом оформлю. В футбол еще поиграю, здесь тоже играем в отряде. За ФК «Уфа» болеем, если будет возможность, обязательно схожу на матч».

Сейчас Радик в очередной раз готовит документы для условно-досрочного освобождения, хотя ему уже много раз отказывали. 

История Ришада

Ришаду 45 лет, это его второй срок: первый раз попал в тюрьму десять лет назад за наркотики и кражу. В 2015 получил второй срок. Из 6 назначенных судом лет он отбыл 4 года, последний год живет в колонии-поселении.

«Это мой второй срок, но в колонии-поселении я впервые, здесь намного легче. Люди ближе к свободе, видят вольных, меняются. На свободе ничего меня не пугает, у меня огромное желание освободиться и больше не возвращаться. Могу сказать, что сюда надо попасть, чтобы это понять.Три года здесь надо побыть, чтобы переоценить все, постепенно к этому приходишь».

История Альберта

Альберту 32 года, он тоже отбывает наказание за наркотики. В 2012 году получил первый срок, через полтора года после освобождения попался снова. В колонии-поселении находится год, еще год провел в лагере. В родном Баймаке его ждут жена и дети.

«В поселении почти обычная, вольная жизнь, близкие приезжают на свидания.  Здесь я работаю в столовой, на свободе пойду на прежнее место водителем, меня там ждут. Заработанные деньги отправляю дочке, ей 12 лет, еще есть 4-летний сын. Он приезжает, но еще не совсем все понимает. Для них папа на работе в Учалах, а не в тюрьме. Избегаю этой темы с ними, им пока незачем знать. Пусть лучше не знают. Потом как-нибудь расскажу. Последняя моя «поездка», надеюсь».

Альберт ждет решения суда об УДО. На днях он рассчитывает выйти на свободу.

Все осужденные, с которыми мы говорили, были уверены, что это их последний срок и в колонию они больше не вернутся. К сожалению, статистика не на их стороне. Согласно данным Судебного департамента Верховного суда России за прошлый год, треть преступлений в стране совершается людьми с судимостью, и почти половина освободившихся возвращается в места лишения свободы снова. 

У начальника исправительной колонии №9 Дениса Даньшина на этот счет свое мнение: «Правде в глаза будем смотреть, людей, которые большую часть жизни провели в местах лишения свободы, а у нас в основном такой контингент, исправить очень сложно. Но какую-то лепту внести, человеческие моменты проявить можно, чтобы у человека было время переосмыслить жизнь. Многие здесь приходят к нужным выводам, через Бога, работу, семью, но институт взаимодействия «колония» и «свобода» у нас не совсем налажен. Здесь мы его (осужденного – прим.ред.) направим, снабдим, оградим, а вот он выходит – и остается предоставленным сам себе. Я лично отношусь к ним как к людям и от сотрудников этого требую. Если смотреть на них как на преступников, то и отношение у них будет такое же, психология у всех людей одинаковая, что у вас на свободе, что у них в колонии».

Будем надеяться, что герои нашей публикации справятся с чувством свободы и не повторят своих ошибок. 

Справка: В колонии-поседении при ИК-9 отбывает наказание 45 человек, это максимальное количество осужденных, которое может вместить в себя это учреждение. Осужденным здесь от 30 до 55 лет. Максимальный срок для поселения – 5 лет, в основном сюда попадают за кражи и наркотики. Хотя есть и те, кто сначала отбывал наказание в колонии общего или строго режима за тяжкие преступления, а потом за хорошее поведение перевелся в поселение. 

Другие новости рубрики