Ufameteo.ru сейчас в Уфе +9°C

 

Из Дёмы до Черниковки за 20 минут: Как преобразовать транспортную систему Уфы

Фото: ® UfaTime.ru

Эксперт в области территориального планирования, кандидат экономических наук Рустем Шайахметов в разговоре с UfaTime.ru назвал нынешнюю структуру пассажирских перевозок в Уфе неэффективной. По его мнению, на наиболее загруженных маршрутах до 70% пассажиров перевозится автобусами средней и малой вместимости, что крайне перегружает городские магистрали.

Железнодорожное сообщение не интегрировано в систему городского общественного транспорта, хотя время в пути по этим маршрутам совсем невелико:
- Дёма – Центр: 5-6 минут;
- Дёма – Черниковка: 26-30 минут;
- Центр – Черниковка: 15-19 минут;
- Центр – Иглино: 50-55 минут;
- Черниковка – Иглино: 25-28 минут.

Однако конкурентные преимущества железнодорожного сообщения нивелируются отсутствием рядом с платформами остановок городского общественного транспорта и низкой тактовой частотой движения электропоездов.

Трамвайные пути находятся в крайне изношенном состоянии и на второстепенных направлениях. Вследствие этого плохо заполняются трамваи и их скорость слишком мала – около 13 километров в час.

Требуются кардинальные изменения в системе пассажирских перевозок. Во-первых, необходимо изменить финансовую модель оказания транспортных услуг пассажирам. В настоящее время перевозчики напрямую получают от них деньги за транспортные услуги. В результате автобусы в час-пик устраивают гонки по маршруту, а когда пассажиропоток низкий, прекращают перевозку. Целесообразно использование опыта Будапешта, Берлина, Вены, Москвы, когда средства за перевозку пассажиров получают муниципальные структуры, а перевозчики получают деньги за осуществление движения по определённым муниципалитетом маршрутам.

Во-вторых, целесообразно формирование единой системы пассажирских перевозок, повышающее роль внеуличного транспорта (трамваев и электропоездов), с созданием сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и изменением маршрутов общественного транспорта.

Целесообразно создать в Уфе следующие ТПУ:
- Новая Дёма;
- Правая Белая;
- Парковая.

Организация трамвайного сообщения по проспекту Октября целесообразна по маршрутам Железнодорожный вокзал – Черниковка, Черниковка – Центр (улица Гафури). Также создание трамвайного маршрута Черниковка – Сипайлово – Зелёная Роща (улица Рабкоров), следующего через транспортно-пересадочный узел (ТПУ), создаваемый на базе железнодорожного остановочного пункта «Парковая», сконцентрирует пассажиропотоки и обеспечит высокую скорость передвижения, в результате чего трамваи смогут перевозить до 70% пассажиров, осуществляющих движение по проспекту Октября, улицам Жукова, Менделеева, а железной дорогой будет ежегодно перевозиться до 15-20 млн пассажиров, что увеличит долю внеуличного транспорта в общем объёме пассажирских перевозок до 40%.

Создание системы «Сетевой вокзал», когда функции автовокзалов выполняют несколько ТПУ, снизит нагрузку на перегруженные участки дорог Айской, Цурюпы, Рихарда Зорге, города Галле, на проспекте Октября. Целесообразно совершить переориентацию пассажиропотоков по следующим направлениям с созданием автостанций в: ТПУ «Аэропорт», обслуживающий автобусы, прибывающие в Уфу из Зауралья и южного направления республики; ТПУ «Новая Дёма», обслуживающий маршруты, соединяющие Уфу с населёнными пунктами, расположенными к западу от города по трассе М-5; ТПУ «Правая Белая», обслуживающий автобусы, прибывающие в Уфу по трассе М-7, а также следующие через Пугачёвский и Бельский мосты; ТПУ «Парковая», обслуживающий маршруты, соединяющие Уфу с населёнными пунктами, расположенными к востоку от города по трассе М-5, а также прибывающие по Бирскому тракту.

Предлагаемые изменения интегрируют пригородное и межмуниципальное сообщение в городскую систему общественного транспорта.

Для эффективной работы ТПУ «Правая Белая» целесообразен перенос конечного автобусного остановочного пункта «Телецентр», расположенного на улице Гафури, на примыкающую территорию к транспортно-пересадочному узлу. Это позволит пассажирам осуществлять пересадку по 16 автобусным маршрутам, что улучшит эффективность ТПУ, а в районе существующего остановочного пункта «Телецентр» создать промежуточную остановку.

Расположение ТПУ в районе жилого района «Новая Дёма» позволяет организовать автовокзал, обслуживающий маршруты, соединяющие Уфу с населёнными пунктами, расположенными к западу от города по трассе М-5.

Создание ТПУ «Аэропорт» с включением в его состав автовокзала, обслуживающего автобусы, прибывающие из Зауралья и юга Башкортостана, позволит перевозчикам экономить время на перевозку пассажиров (до 45 минут на каждый рейс).

Организация на ТПУ «Парковая» остановочного пункта для автобусов, совершающих перевозки по междугородним маршрутам, прибывающим в город с восточного въезда трассы М-5 и по Бирскому тракту, станет важным элементом системы «Сетевой вокзал».

Для полноценного функционирования системы необходима организация мультимодальной системы «Единый билет» для использования одного билета при поездке на автобусе и электротранспорте.

Другие новости рубрики