Ufameteo.ru сейчас в Уфе +24°C

 

«Наше благополучие мало кого волнует»: Феминистки высказались о нарушении прав женщин в Башкирии

Фото: ® UfaTime.ru

В 2017 году Владимир Путин, отвечая на вопрос, как он относится  к феминизму, заявил, что не видит в этом ничего плохого и назвал его хорошим и правильным направлением по защите прав женщин. Президент добавил, что одна из главных проблем этой сферы – неравенство в заработной плате. В последнем докладе ООН также утверждалось, что до полного гендерного равенства, даже в развитых странах, ещё очень далеко.  

Какие права женщин в Башкирии нарушаются чаще всего и почему общество пугается термина «феминизм», UfaTime.ru обсудил с тремя представительницами республиканского фемдвижения.

Активистка группы «Либеральный феминизм в Уфе» Кристина Абрамичева 

«Я назову только три вида прав, которые вызывают наибольшее беспокойство и то, что туда входит: трудовые, репродуктивные, семейно- бытовые. Трудовые права (разница в зарплатах, ограничения по возрасту, декрет, запрет на некоторые профессии, "стеклянный потолок", "липкий пол", харрасмент); репродуктивные права (репродуктивное давление в семье, чайлдфри, право на аборт, поддержка молодых семей, суррогатное материнство, родительские права в однополых парах); семейно-бытовые (равное распределение домашних обязанностей и уход за детьми, брачный договор, гражданские браки, домашнее насилие, однополые семьи, отсутствие юридических прав у женщины при религиозном заключении союза, многоженство, ранние браки)». 

Фемактивистка сообщества «КвирФем-Уфа» Ева Крестовиц 

«Домашнее насилие - самая большая проблема в республике. В подавляющем большинстве случаев оно вредит именно женщинам, их качеству жизни, здоровью и нередко приводит к смерти. Если от внешнего насилия женщинам ещё как-то можно спрятаться у себя дома, то от домашнего насилия ей никуда не деться, ведь она связана с местом, где живет - ей некуда идти, она не может и боится оставить детей. В такой ситуации  знакомые, родственники и соседи стараются не вмешиваться, ведь в нашем обществе бытует принцип невмешательства. Но и те пострадавшие, кто решается обратиться в полицию, не получают помощи. Правоохранительные органы, призванные защищать нас, не считают важным и нужным обращать внимание на проблему насилия над женщинами. В итоге жертвы остаются один на один со своей проблемой. Также нельзя забывать, что от домашнего насилия страдают дети и пожилые люди. Статистика по домашнему насилию в России труднодоступна, а часто попросту отсутствует. Но что-то можно найти в официальных источниках. Например, по данным МВД по республике в 2015 году в Башкортостане было совершено 1399 преступлений в отношении близких родственников, из них 3670 совершено мужчинами, 406 – женщинами. Важно понимать, что существует два вида статистики по домашнему насилию – официальные данные правоохранительных органов и опросы граждан. И оба канала информации по вышеуказанным причинам не могут формировать картину домашнего насилия достоверно. То есть МВД, с учётом специфики своей работы, видит только вершину айсберга этой проблемы.

Недавно “Медиазона” опубликовала статистику по женщинам, которые были осуждены за убийство в результате самообороны. Башкортостан по этому показателю на первом месте. Женщины годами терпят насилие, пока чаша не переполняется, потом берутся за нож, когда их насильник спит или пьян. Но подавляющее большинство вынуждены молча терпеть вред, причиняемые их здоровью и психике, которые пострадавшей вряд ли когда-то удастся восстановить, даже если она спасётся, а кого-то просто забивают до смерти. Ситуация более чем плачевная, при этом специализированного закона против домашнего насилия в России всё ещё нет. Про него правозащитницы и некоторые здравомыслящие депутаты начали говорить только недавно, ими разработан законопроект, судьба которого сейчас решается в Госдуме. Причем противников этой инициативы очень много. В регионах проходят общественные слушания по этому вопросу, прошли они и в Уфе, но как часто у нас бывает, всё важное стараются скрыть от общественников, поэтому мало кто успел узнать про это мероприятие. Но наши республиканские деятели и деятельницы, которые были на этом слушании, снова отличись, показав, что на положение женщин в Башкортостане им плевать. Они чуть ли не единогласно решили, что этот закон нам не нужен. 

Кроме этого, женщины подвергаются изнасилованиям, причем и от своих мужей, домогательствам на рабочем месте, сексизму и объективации, как в массмедиа, так и в жизни, мало кто может попасть на руководящие должности (это так называемая проблема “стеклянного потолка”). В Башкортостане только недавно две женщины были назначены на должности глав районов. Это в 21-м веке. Многие женщины получают заплату на 25-30% меньше, чем мужчины на аналогичных должностях, подвергаются репродуктивному давлению в медучреждениях. Недавно была новость от Минздрава республики, что за каждую отговоренную от аборта женщину гинеколог будет получать пять тысяч рублей премии. Минздрав, конечно, потом открестился от этой инициативы, но велика вероятность, что ради хороших показателей по рождаемости такое давление на женщин может проводиться и неофициально. Всё это говорит о том, что благополучие женщин, их права и положение в нашей республике мало кого волнуют». 


Активистка группы «Либеральный феминизм в Уфе» Динара Кашапова 

«Женщины в Башкирии испытывают на себе те же проблемы, что и женщины в других регионах нашей страны и за рубежом. В первую очередь, это проблема неравенства зарплат, “стеклянный потолок” (закрыт доступ на руководящие и высокооплачиваемые посты), “вторая смена” (обязанность женщины выполнять неоплачиваемый домашний труд после работы и в выходные), проблема домашнего насилия (причинение вреда здоровью и смерть от рук мужей и сожителей), отсутствие механизмов защиты жертв: женщин, детей. Популяризация фемдвижения – это позитивный тренд в обществе. Стоит, наконец, понять, что феминизм не предполагает идеи “против мужчин”, а борется за то, чтобы люди обоих полов имели равные права. По моему опыту из общения со многими женщинами, идеи феминизма поддерживаются в широких кругах. Просто не все называют себя феминистками. Проблема в том, что термин “феминизм” пугает людей. В извращённом сознании видится это так: в стране победившего феминизма мужчины находятся в угнетённом положении рабов, а женщины разрушают семьи и призывают к массовым абортам. Для меня хороший ориентир – опыт скандинавских стран. Именно там индекс гендерного равенства приближается к эталону. Женщины и мужчины равно делят права и обязанности. Декретный отпуск активно берут мужчины, внося ощутимый вклад в воспитание ребёнка, находят более тесный контакт с собственными детьми, по-настоящему реализуются как отцы, а не как папа “выходного дня”. В нашей стране это скорее исключение из правил. Я считаю, феминизм – благо для обоих полов. Можно ссылаться на менталитет, но все, кто знает историю, подтвердят, патриархат – явление, характерное для большинства культур и сообществ. В той же Скандинавии женщины в прошлом были на вторых ролях. Сейчас о феминизме активно говорят, и многие женщины, особенно годам к 25-35, меняют своё мировоззрение в пользу феминизма, не боюсь предположить, что это происходит ввиду накопления жизненного опыта и опыта семейной жизни и материнства. Это сигнал к тому, что нужно пересмотреть многие аспекты жизни в нашем обществе, сделать пространство комфортным для граждан вне зависимости от пола, а брак и семейную жизнь – комфортной и безопасной средой, в которой отношения строятся на принципах равноправия и уважения». 

Другие новости рубрики