Ученые нашли «человеческую» вставку в коронавирусе

Фото: abibiometrics.com

В генетической последовательности SARS-CoV-2 есть вставка из восьми аминокислот, идентичная этому же фрагменту в одном из человеческих белков. Вставка находится в месте ДНК, предположительно отвечающем за возможность проникновения вируса в человеческую клетку. Также известно, что подобной вставки нет ни в одном из известных коронавирусов, пишут «Известия» со ссылкой на Биоинформатики из Кембриджа, проанализированных ДНК коронавируса с помощью искусственного интеллекта.

Авторы исследования отмечают, что пептид RRARSVAS присутствует лишь в одном белке из 20 350 – ENaC-ɑ, белка клеточных мембран человека. Этот факт наводит на мысль, что SARS-CoV-2 мог эволюционировать, чтобы лучше подстроиться к человеку.

Найденная вставка объясняет низкую активность ENaC-ɑ на поверхности дыхательных путей, что ведёт в нарушению  реабсорбции жидкости – патологии лёгких у пациентов.

По словам специалиста по коронавирусам, заведующего лабораторией экологии микроорганизмов ДВФУ и лаборатории вирусологии ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН Михаила Щелканова, подобная вставка является естесственной для патогенов, она может указывать на нормальный процесс эволюции вируса, его подстройки под организм хозяина. Такой фрагмент мог быть получен случайно, в результате мутации. Таким образом, наличие вставки не указывает на искусственное происхождение вируса.

По мнению генетика Константина Крутовского, вставка может быть случайной мутацией, но такая вероятность ничтожно мала. Также возможен вариант, когда промежуточный хозяин коронавируса имел вставку, идентичную человеческой, и в процессе вирус мутировал с учётом этой вставки. Но такой промежуточный хозяин пока не найден. Также вирус мог давно существовать в популяции людей, либо его могли вырастить в лабораторных условиях. И, как вариант, эту вставку могли добавить искусственно.

Руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков отметил, что выяснить происхождения вставки всё же можно с помощью самого близкородственного штамма – RaTG13, обнаруженного в лаборатории Уханьского института вирусологии. Далее нужно проанализировать, какое количество замен должно было произойти, чтобы образовалась похожая вставка. Задача усложняется тем, что RaTG13 является родственником, а не предком SARS-CoV-2. Поэтому сначала нужно будет восстановить общего предка, а затем сделать пошаговый анализ. Если в последовательности эволюции обнаружатся запрещённые ходы, либо выяснится, что вставка не могла образоваться естественным образом, то этот факт может быть косвенным доказательством искусственного происхождения коронавируса.

Ранее UfaTime.ru сообщал о том, что коронавирус приспособлен для жизни в клетках человека, а не летучей мыши или других животных.