Ufameteo.ru сейчас в Уфе +9°C

 

«Это поменяет подборку фильмов»: Председатель Ассоциации владельцев кинотеатров рассказал об особенностях походов в кино этой осенью и прокомментировал возможное повышение цен на билеты

Фото: ® UfaTime.ru

15 августа в Башкирии планируют возобновить работу кинотеатров. Власти подчёркивают, что это ориентировочная дата и её могут перенести, если ситуация с коронавирусом будет нестабильной. Впрочем, даже после открытия кинотеатры будут работать с ограничениями и придерживаться рекомендаций Роспотребнадзора. Что это за новые правила, насколько сильно отрасль пострадала от пандемии и стоит ли ждать повышения цен на билеты, корреспонденту UfaTime.ru рассказал председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. 

По вашей оценке, сколько кинотеатров не смогут оправиться от последствий пандемии и закроются? 

- По нашим данным, около 100 кинотеатров в России не откроются. Но пока рано считать, ведь ещё не все регионы разрешили работу кинотеатров. До сих пор закрыты очень крупные кинотеатральные рынки – Ростовская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург. Сейчас работает всего 25% кинотеатров по всей стране. 

Что происходит с прокатом фильмов? Мы знаем, что многие премьеры отменены. Что показывают эти 25% открытых кинотеатров? 

- Любой нормальный продюсер хочет выпускать фильм тогда, когда все кинотеатры работают. Он хочет заработать денег – это нормальное желание. Поэтому большинство премьер не отменили, их сдвинули. С возобновлением работы кинотеатров в регионах будут появляться новые даты релизов и премьер. 

По расчётам Ассоциации, когда ситуация вернётся в прежнее русло? Можно ли сейчас сказать, что осенью все кинотеатры будут открыты? 

- Если не будет второго пришествия коронавируса, то к концу сентября, наверное, откроются все регионы, кроме парочки самых пугливых. Везде разная ситуация. Где-то нехорошая статистика, в других местах губернаторам вообще не до этого, они уже забыли, что закрыли кинотеатры, а где-то, как, например, в Краснодарском крае, ждут, когда уедут туристы, чтобы не провоцировать всплеск заболевания. Поэтому везде всё будет по-разному, но я думаю, что к концу сентября все должны открыться. Если говорить о восстановлении рынка, я думаю, что мы ещё до конца следующего года будем ощущать последствия пандемии. 

В чём это будет выражаться? 

- Есть краткосрочные последствия, так скажем, потеря ритма хождения в кинотеатры. Есть много людей, которые в своей жизни осознанно или нет соблюдают определённый ритм. Условно, раз в две-три недели они ходят в кино, а тут четыре месяца они этого делать не могут. Естественно, меняются привычки, а моментально они не восстанавливаются, но это то, что происходит быстро. Есть более глобальные изменения привычек. Пандемия научила всё население страны пользоваться пультом телевизора, в хорошем смысле слова. Это понимание, как пользоваться онлайн-сервисами, подписываться на них, находить фильмы и так далее. Эти последствия более длительны, и они будут менять вообще всю структуру просмотра фильмов и похода в кинотеатры. Люди понимают, что множество фильмов можно смотреть дома и получать удовольствие. Соответственно, возникает вопрос – зачем я иду в кинотеатр, смотреть кино или проводить время? То есть мы выходим уже на другую плоскость, зачем люди ходят в рестораны или кафе, если можно приготовить еду дома или заказать её из этого же ресторана. Тем не менее люди что-то чувствуют, когда идут в ресторан. Скорее всего, кинотеатры будут уходить в эту сферу, а кино станет поводом собраться вместе. Это поменяет подборку фильмов, которые мы хотим смотреть. Нам в кинотеатре нужен фильм, который мы хотим посмотреть на большом экране, хотим посмотреть вместе, и это будет, естественно, влиять на репертуар. Поэтому будет много разных и интересных последствий, но всё будет хорошо. 

После завершения пандемии люди не будут бояться ходить в кинотеатры? 

- Мы понимаем, что есть часть аудитории, которая многие месяцы будет бояться посещения любых коллективных мест, не только кинотеатров. Это достаточно большая аудитория в любой стране. Когда в течение четырёх месяцев по телевизору рассказывали, как всё страшно, нельзя смотреть друг другу в глаза, можно заразиться, конечно, это всё влияет. Мы понимаем, что есть несколько групп. Первая часть аудитории, которая там, где открыты кинотеатры, сразу идёт в них, невзирая на опасения, это такие активисты. Есть ещё те, кто ждёт показа блокбастеров, они будут ждать каких-то больших фильмов. Ещё одна часть – «семейная», которая ходит в кино семьёй. Она будет ждать две-три недели, смотреть как развивается ситуация в городе и ждать повода пойти в кино, то есть какого-то фильма, это будет запланированное, а не спонтанное решение. Последняя часть аудитории – это те, кто боится коллективных мест. Они будут возвращаться в кинотеатры в течение шести-восьми месяцев. 

У нас в Башкирии кинотеатрам поручили готовиться к открытию 15 августа. Мы знаем, что, открывшись, они должны выполнять рекомендации Роспотребнадзора и работать с ограничениями. Что это за новые правила? 

- Тут есть два важных момента. У Роспотребнадзора есть один документ с рекомендациями для кинотеатров. Он был издан в мае, и мы участвовали в его создании, все наши предложения там учли. Это общие рекомендации федерального Роспотребнадзора, то есть добрые советы. Когда регион принимает решение об открытии кинотеатра, либо глава, либо главный санитарный врач выставляют обязательные требования к кинотеатрам. У нас страна большая – 85 регионов и, соответственно, 85 дат открытия кинотеатров и 85 региональных требований Роспотребнадзора. 

Эти требования отличаются друг от друга? 

- Они разные во всех регионах. Где-то губернатор говорит, что кинотеатрам надо соблюдать рекомендации Роспотребнадзора. В этой ситуации они становятся обязательными к исполнению, уже не добрые советы. Где-то начинают фантазировать. Например, в Ростовской области максимальная загрузка зала равна 25%, запрет на питание в зале, можно только бутылочку с водой и обязательное ношение масок. Понятно, что половина ростовских кинотеатров задумалась, надо ли в такой ситуации и с такими требованиями открываться. В Москве, например, загрузка зала 50%, чего нет, кстати, в требованиях Роспотребнадзора, там говорится только о метре социальной дистанции. В столице также обязательно ношение маски. Перед 1 августа мэрия Москвы решила всем напомнить, что в общественных местах обязательно ношение масок. На мой взгляд, это требование очень плохо влияет. Я слабо представляю, какое удовольствие можно получить, просидев три часа в маске. Это всё также влияет на решение зрителей пойти в кино. Часть аудитории может сказать, что пойдёт в кинотеатры тогда, когда снимут все ограничения. 

Учитывая четырёхмесячный простой и потерю прибыли, не будут ли кинотеатры повышать цены на билеты, чтобы компенсировать убытки? 

- С билетами ситуация не очень простая. Последние десять лет средняя цена билета в рублях практически не менялась. Если брать с учётом инфляции, то она фактически снижалась. Доходы населения росли, а стоимость билетов не увеличивалась. С другой стороны, у нас нет какой-то единой цены, у нас разные кинотеатры. Где-то IMAX, большие экраны, где-то премиальные залы, где-то попроще. Цена билета может быть 150 рублей, а может и 700. Поэтому, «если у нас затраты возросли, то давайте повышать цены», я думаю, такого не будет, потому что стоимость определяет зрительский спрос. Баланс между спросом зрителя и его готовностью заплатить ту или иную сумму, он всегда будет соблюдаться. Другой момент, что кинотеатры, переосмысливая причины похода людей в кино, посмотреть фильм или провести время, добавляя какие-то новые услуги, меняя интерьеры и так далее, тем самым повышая ценность кинотеатра, позволят зрителю платить больше. Когда мы идём в IMAX и видим, что это большой кинотеатр с большим экраном и хорошим звуком, мы спокойнее относимся к тому, что за билет надо заплатить 500-700 рублей. Мы понимаем, за что платим. Если с нас будут брать 300 рублей за какой-то «сарай», естественно, мы расстроимся и скажем, а за что здесь платить. Поэтому интерес кинотеатров – меняться, несмотря на всю ситуацию, менять свой облик. Увеличивать цену билета значит увеличивать ценность кинотеатра. 

Вы не выступали с предложениями о поддержке кинотеатров со стороны государства? В Башкирии, например, им дали рассрочку по арендным платежам 

- Конечно, выступаем, это часть нашей большой работы. Потому что при всех разговорах на сегодняшний день кинотеатры фактически никакой супер-помощи от государства не получили. Сейчас мы говорим и о субсидиях и кредитах на возобновление деятельности, хотя это худший вариант, потому что кредит надо возвращать, а мы не знаем, что будет следующим летом, сложно прогнозировать какое-то возвращение. Конечно, идеальная ситуация – это некая субсидия. Мы направили соответствующее предложение правительству, но пока оно говорит, что денег нет, но вы держитесь. 

 

Другие новости рубрики