Физики из США рассказали, почему лезвия ножниц и бритв так быстро затупляются

Физики из США рассказали, из-за чего щетина и волосы, состоящие из мягкого белка кератина, так быстро затупляют даже самые заточенные и прочные лезвия на ножницах и бритвах. Об этом пишет издание ТАСС со ссылкой на Science.

«Нас как металлургов интересуют различные процессы, которые управляют деформацией металлов, так как их понимание поможет нам улучшить свойства сплавов. В данном случае было очень интересно узнать то, почему твердое стальное лезвие становится тупым, если им разрезать мягкий материал, подобный волосам человека», – рассказал один авторов научной работы, доцент Массачусетского технологического института Цем Тасан.

Для этой цели исследователи просветили лезвия до и после того, как они были использованы, сканирующим электронным микроскопом и провели сравнение их структуры, расценивая уровень изношенности и повреждений. Как выяснилось, лезвия непосредственно при использовании практически не подвергались износу. Но учёные также отметили, что их режущая грань пополнялась множеством зазубрин и трещин, число которых и размеры увеличивались при каждом использовании бритвы.

Данные микротрещины, по словам физика, образовывались лишь на определённых зонах лезвия. По этой причине учёные решили тщательно изучить то, как они образуются, используя специального робота, удерживающего волос в определенном положении и проводящего по нему бритву.

Изучая данный процесс, исследователи выяснили, что лезвие получало повреждения лишь тогда, когда оно разрезало волос не под углом в 90 градусов. Это происходило из-за того, что щетина и волосы выстланы множеством крошечных чешуек. Если лезвие рассекало волос не под прямым углом, то оно оказывалось между этих чешуек.

В такой момент нагрузка на кончик лезвия мгновенно увеличивалась. В итоге в тех местах лезвия, где покрытие стали достаточно неоднородно из-за добавления углерода, на нем образовывались сколы. Таким образом, исследователи заключили, что, придав данному материалу большую однородность, бритва или ножницы прослужат острыми гораздо дольше.

Ранее издание UfaTime.ru писало, что были названы основные ошибки при уходе за зубной щёткой.