Новости Уфы и Республики Башкортостан - UfaTime.ru

Технологии на службе искусства – Как крупный бизнес и музеи возвращают зрителям считавшиеся утраченными шедевры прошлого

Благодаря токенизации люди увидят произведения, считавшиеся потерянными.

В современном мире, полном стремительных изменений, люди зачастую не склонны обращаться к прошлому, считая, что самое главное происходит здесь и сейчас. Отчасти это так, но в будущем не будет успешен тот, кто не помнит прошлого – основ, из которых вырос окружающий мир. Это касается всех сфер жизни, но в первую очередь – искусства и культурного наследия. Теме искусства и науки, а также современных способов сохранения шедевров прошлого для будущих поколений был посвящен форум, проходивший 18 сентября в Уфе. 

Одним из выступающих на дискуссионной площадке «Наука и образование в эпоху цифровой трансформации в СНГ» стал заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук, советник ректората Российского государственного художественно-промышленного университета имени Строганова Кирилл Гаврилин.

Он рассказал, что современные цифровые технологии создали благоприятные условия для реставрации культурного наследия. «Это насущная задача для всего мира и для России в том числе, тем более что выдающиеся памятники искусства разрушаются, они искажены позднейшими наслоениями, записями. Конечно, реставрация любого крупноформатного произведения, шедевра – это колоссальные бюджеты, которые с трудом могут собрать музеи. Во всем мире используются контакты с представителями крупного бизнеса и подобный опыт, к счастью, в последнее время стал актуален и для нашей страны», – сообщил Кирилл Гаврилин.

Не так давно представители крупного российского бизнеса – компания «Интеррос» и российская платформа «Атомайз» – вместе с Эрмитажем запустили проект токенизации отдельных произведений искусства для продажи токенов (фрагментов произведений, которые приобретают коллекционеры, собирая из них своего рода пазл) и сбора средств на дорогую реставрацию. При этом процесс абсолютно соответствует законодательству России. Это позволило избежать проблем, которые были зафиксированы, например, в Италии, где ранее пошли по тому же пути, но не учли юридических коллизий. В России права владельцев токенов все же несколько ограничены, исключительные права принадлежат музеям.

В процессе реставрации использовались современные цифровые технологии. В результате в Эрмитаж вернулся цикл мастерской Рафаэля, посвященный Венере и Адонису. 

«На протяжении более чем полутора сотен лет этот шедевр находился под записями прошлых веков и трудно было сказать, что сохранилось от Рафаэля и его учеников. В Эрмитаже мы могли посмотреть только на две картины Рафаэля, и ни один экскурсовод не указывал на эти фрески, которые были приобретены еще при Александре III. Благодаря цифровым технологиям они были восстановлены, токенизированы, токены были проданы коллекционерам, таким образом была собрана крупная сумма денег на реставрацию следующего шедевра – картины Лукаса Кранаха «Венера и Амур». Реставрация этого полотна была завершена в этом году и сбор средств от токенизации картины Лукаса Кранаха будет использован для реставрации следующего дорогостоящего шедевра Эрмитажа», – рассказал Кирилл Гаврилин.

Следующий объект для реставрации – венецианское зеркало в резной раме, украшенной позолотой и росписью. «Нам кажется, что это всего лишь зеркало, но на самом деле полотно исторического зеркала с серебряной амальгамой может стоить колоссальных денег. Это драгоценность», – отметил Гаврилин. Также реставрации подлежит туалетный прибор Екатерины II из драгоценных металлов, алмазов, драгоценных камней.

Кирилл Гаврилин подчеркнул, что реставрация таких шедевров сопряжена с огромными затратами, и неудивительно, что во всем мире к процессу подключается крупный бизнес, способный выделить необходимые средства. Теперь в России тоже есть такой пример – благодаря компании «Интеррос» и ее сотрудничеству с Эрмитажем. Башкирия может перенять этот опыт, ведь столица республики, безусловно, является «музейной». 

«Здесь хранятся шедевры мирового уровня, они также требуют реставрации, консервации с помощью цифровых технологий, искусственного интеллекта, и наверняка есть объекты, которые не могут выставить в силу того, что они требуют очень дорогого исследования и реставрации. Но наконец-то мы преодолели этот рубеж и можем продвигаться вперед», – сказал Гаврилин.

В музейной практике есть такое правило – памятник искусства, даже замечательный, но находящийся в неэкспозиционном состоянии, нельзя экспонировать. Такие шедевры посетители могут не видеть десятилетиями. Теперь, к счастью выход из положения найден: благодаря сотрудничеству крупного бизнеса с музеями люди смогут увидеть в первозданном виде шедевры, казалось бы, давно утраченные и забытые в сумраке минувших веков. Компания «Интеррос» и Эрмитаж показали пример того, как шаг за шагом можно собирать средства для следующей реставрации и возвратить шедевры мирового искусства зрителю.

Перейти на сайт