Ufameteo.ru сейчас в Уфе +28°C

 

Депутаты предлагают возобновить госпрограмму утилизации автомобилей

<p>Комитет Госдумы по промышленности поддержал правительственный законопроект, согласно которому утилизационный сбор будет взиматься и с собранных в России автомобилей, что неизбежно приведет к их подорожанию.</p>

Комитет Госдумы по промышленности поддержал правительственный законопроект, согласно которому утилизационный сбор будет взиматься и с собранных в России автомобилей, что неизбежно приведет к их подорожанию.

При этом депутаты до принятия законопроекта во втором чтении предлагают разработать эффективную компенсационную систему мер господдержки российских автопроизводителей. В частности, рекомендуется рассмотреть возможность предоставления скидок на покупку новых автомобилей определенных марок для автовладельцев, сдающих на утилизацию старую машину. Таким образом, может быть возвращена программа «Деньги в обмен на автохлам», действовавшая в 2010-2011 годах.

Утилизационный сбор с автомобилей был введен с 1 сентября 2012 года и фактически стал мерой поддержки отечественного автопрома. Вступив во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россия обязалась снизить пошлины на импортируемые автомобили, но взамен ввела утилизационный сбор: для легковушек — минимум 20 тысяч рублей, для грузовиков — от 150 тысяч рублей.

При этом российские автопроизводители, взявшие на себя гарантийные обязательства обеспечить безопасную утилизацию выпускаемых авто, были освобождены от уплаты утилизационного сбора. Представители Евросоюза сочли данную меру «протекционистской», в связи с чем против России был подан иск. Российские власти, пусть и нехотя, согласились уравнять импортеров и отечественных автопроизводителей.

В Госдуме готовы принять подготовленные правительством поправки в закон «Об отходах производства и потребления», который обяжет и российских производителей платить утилизационный сбор. Но одновременно необходимо придумать дополнительные меры поддержки автопрома, указывается в подготовленном комитетом по промышленности Госдумы отзыве на законопроект.

«Отмена системы гарантирования утилизации может нанести ущерб российской автомобильной промышленности и поэтому требует введения на федеральном уровне соответствующих мер государственной поддержки автопроизводителей, по объему соразмерных с затратами, возникающими у российских предприятий», — написано в заключении.

При этом на сегодняшний день на федеральном уровне принимается ряд мер, направленных на компенсацию затрат российских автопроизводителей в связи с планируемым введением уплаты утилизационного сбора. Например, в июле был принят закон, касающийся предоставления поддержки российским автопроизводителям, осуществляющим производство в режиме «промышленной сборки». Поддержка оказывается в случае ухудшения условий реализации инвестпроектов «промсборки» автомобилей, а также автокомпонентов, указано в заключении.

Кроме того, на данный момент реализуется программа господдержки льготного автокредитования, целью которой также является поддержка автомобильной промышленности страны.

В качестве дополнительной меры поддержки депутаты предлагают предоставлять скидки на покупку новых автомобилей тем, кто одновременно сдает старую машину на утилизацию. Деньги на выплату компенсаций предлагается выделять из средств, полученных в качестве утилизационного сбора.

«Мера может стать не только катализатором развития утилизационной отрасли, но и позволит создать дополнительный спрос на российскую автомобильную технику, что поможет компенсировать введение всеобщей уплаты утилизационного сбора для предприятий, не использующих режим "промышленной сборки"», — написано в документе.

Планируется, что конкретные условия предоставления таких скидок будут определяться правительством РФ в соответствии с нормами ВТО.

По сути, это повторяет госпрограмму утилизации автомобилей, которая действовала в 2010-2011 годах. Тогда, сдав в утиль старый автомобилей, можно было получить скидку в 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля российского производства. Больше всех на этом выгадал «АвтоВАЗ».

В «АвтоВАЗе» «Известиям» отказались комментировать законодательную инициативу «до принятия какого-либо решения».

Эксперты считают, что данная мера недостаточно эффективна, так как охватывает только небольшую часть покупателей автомобилей, сдающих старые машины на утилизацию, тогда как большая часть продаж приходится на покупателей, которые меняют машины, не нуждающиеся в утилизации.

По словам руководителя отдела аналитики «Автостата» Андрея Топтуна, большая часть продаж автомобилей приходится на автовладельцев, которые меняют автомобили, отслужившие менее 10 лет, на новые. Таким образом, предложенной мерой правительство поддержит только бюджетный сегмент автопроизводителей.

— По действовавшей программе утилизации покупались, в основном, бюджетные автомобили «АвтоВАЗа», Renault и Ford. Человек, который обладает раритетным авто, как правило, имеет невысокий доход, поэтому, скорее, он поменяет свой автомобиль на что-то бюджетное. В половине случаев это будет Lada. Между тем, гарантии по утилизации имеют также Toyota, Volkswagen и другие автопроизводители, — говорит Топтун.

Как рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией, понимая, что в споре с Евросоюзом России придется сдать позицию относительно уплаты утилизационного налога, Минфин, Минэкономразвития, Минпромторг пообещали автопроизводителям субсидировать из федерального бюджета выпадающую доходность.

— Это означает, что все платят утилизационный сбор, но тем компаниям, которые локализовались в России, будут компенсировать выпадающие доходы. Механизм по выплате компенсаций пока разрабатывается, — сказал источник «Известий».

Правительство и без подсказки депутатов раздумывает о возврате к госпрограмме утилизации автомобилей. В декабре прошлого года глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров направил письмо в правительство, в котором указал на проблему, связанную с экологической безопасностью автотранспорта. Для решения данной проблемы министр предложил вернуть программу утилизации автохлама, которая была реализована в 2010 году. Тогда автовладельцы, сдавшие старую машину (старше 10 лет) на утилизацию, получали сертификаты на получение скидки в размере 50 тысяч рублей при покупке нового автомобиля. В Минпромторге уточняли, что в результате реализации программы было продано порядка 600 тысяч легковых автомобилей, компенсации из бюджета составили 30 млрд рублей.

В пресс-службе Минпромторга не ответили на запрос «Известий».

Другие новости рубрики