Ufameteo.ru сейчас в Уфе -3°C

 

Скоростная магистраль Москва-Казань уже подорожала на 140 млрд рублей

<p>РЖД пересчитали стоимость строительства первой в России высокоскоростной железной дороги Москва-Казань. По информации РБК daily, магистраль подорожала на 140 млрд рублей — до 1,068 трлн, из которых 62,7% выделит государство. Оно же станет основным собственником проекта, передав всю инфраструктуру в аренду РЖД. Проект может не окупиться даже за расчетный срок — 40 лет.</p>

РЖД пересчитали стоимость строительства первой в России высокоскоростной железной дороги Москва-Казань. По информации РБК daily, магистраль подорожала на 140 млрд рублей — до 1,068 трлн, из которых 62,7% выделит государство. Оно же станет основным собственником проекта, передав всю инфраструктуру в аренду РЖД. Проект может не окупиться даже за расчетный срок — 40 лет.

В распоряжении РБК daily оказались организационная и финансовая модели проекта строительства высокоскоростного железнодорожного участка Москва-Казань, подготовленные для профильных министерств. Из документов следует, что стоимость строительства 1 км дороги составит 1,39 млрд рублей вместо ранее предполагаемых 0,9-1 млрд (общая длина участка — 770 км). Общие затраты на проект оцениваются в 1,031 трлн рублей (без учета НДС, из них 50 млрд уйдет на закупку поездов). Отдельно сказано о 37 млрд рублей, которые потребуются на новые вокзальные комплексы в Москве, Нижнем Новгороде и Казани. РЖД надеются построить вокзалы за счет частных инвесторов, предложив им в качестве одного из вариантов контракт жизненного цикла.

Финансовая модель обновленного проекта РЖД выглядит следующим образом: 62,7% от стоимости проекта профинансирует государство, остальное — частные инвестиции. 300 млрд рублей монополия рассчитывает получить в виде субсидий от государства на этапе строительства, 150 млрд — из фонда национального благосостояния, 139 млрд — через Пенсионный фонд РФ, 100 млрд — выпуск инфраструктурных облигаций, 81 млрд — бюджетные гранты. Сами РЖД вложат в проект 30,8 млрд рублей, из которых 2,2 млрд — в этом году, а их частные партнеры — 43,4 млрд (но только в 2018 году). Еще 223,9 млрд рублей планируется привлечь в виде кредитов.

Реализацией проекта займется подконтрольная монополии компания «Скоростные магистрали», которую возглавляет первый вице-президент РЖД Александр Мишарин.

«Подготовленные нами последние данные более точные и проверенные», — сообщил РБК daily Александр Мишарин. В инвестиционные затраты включены строительство вокзалов и закупка подвижного состава, без учета которых проект подорожал бы только на 5%, говорит он. По его словам, предлагаемая РЖД цена за километр сравнима с аналогичными проектами в мире, например, с ВСМ Франкфурт-Кельн и Шинкансен-Току, где 1 км дороги стоит 32 млн и 35 млн евро соответственно.

С Александром Мишариным согласен и вице-президент «Alstom Транспорт» по СНГ Ян Хардер, по словам которого, корректировка стоимости на проектах ВСМ, особенно после завершения стадии обоснования инвестиций, на 5-10% является нормальной.

Из документов РЖД следует, что в уставный капитал «Скоростных магистралей» будет внесено 305,2 млрд рублей, и впоследствии госкомпания снизит свою долю в ней до 10,1% акций. Основной контроль над пакетом получит государство — 75,6% акций, еще 14,2% акций достанется частному инвестору.

Однако это не означает, что РЖД самоустранятся из проекта.

После завершения строительства в мае 2018 года компания планирует арендовать магистраль, возместив свои затраты на это за счет субсидий от государства. Помимо этого, РЖД хотят отвечать за перевозку пассажиров и продажу билетов и сдавать в аренду коммерческие площади под организацию на них торговых точек и сети питания. При этом РЖД рассчитывают на обнуление налога на имущество и НДС на пассажирские перевозки.

Средняя стоимость проезда от Москвы до Казани (время в пути — 3,5 часа) составит 3 800 рублей, следует из расчетов госкомпании. От Москвы до Чебоксар можно будет доехать за 3 500 рублей, до Нижнего Новгорода — за 2 800, а до Владимира — за 1 800 рублей. Кроме того, по новой магистрали могут быть запущены поезда «Сапсан» и скорые электрички.

К 2020 году годовой пассажиропоток магистрали должен составить 7,4 млн человек (ожидается, что самым популярным станет маршрут Москва-Нижний Новгород — 3,3 млн человек, и только следом Москва-Казань — 2,09 млн пассажиров), а к 2030 году — 10 млн человек.

В первый год запуска проекта оператор ВСМ заработает на перевозках 15,4 млрд рублей (при операционных расходах 8,4 млрд). В 2019 году выручка компании должна вырасти до 36,1 млрд рублей (операционные расходы — 15,4 млрд), а к 2027 году — до 100,1 млрд в год (27,1 млрд). Однако реализовать эти планы РЖД удастся, только если государство согласится субсидировать проект на стадии эксплуатации.

По подсчетам монополии, вплоть до 2027 года ВСМ потребуется дополнительно 120 млрд рублей. При наличии этих субсидий срок окупаемости проекта составит 19,5-39,5 лет (в зависимости от того, учитывается или нет факт обесценивания денег), а при их отсутствии не окупится и за 40 лет. При этом из расчетов РЖД следует, что доходность проекта (чистая приведенная стоимость проекта) может составить как 17,6 млрд рублей при оказании поддержки от государства, так и вовсе оказаться убыточным — 65,9 млрд.

При расчете дисконтированного срока окупаемости, подразумевающего оценку текущей стоимости будущих денежных потоков, без предоставления субсидий проект не окупится никогда, говорит глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. По оценке РЖД, их внутренняя норма доходности будет составлять 5,98% в год, пусть ставка дисконтирования будет хотя бы 5%, но даже в таком случае совокупный убыток проекта превысит 400 млрд рублей в ценах соответствующих лет, посчитал Бурмистров. По его оценке, даже для таких сложных инфраструктурных проектов как ВСМ дисконтированный срок окупаемости с учетом рисков не должен превышать 30 лет.

Другие новости рубрики