Ufameteo.ru сейчас в Уфе +19°C

 

Железнодорожная реформа разворачивается вспять

<p>Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина ведет переговоры с РЖД о передаче ей в управление части парка полувагонов, рассказали «Ведомостям» представители обеих компаний.</p>

Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина ведет переговоры с РЖД о передаче ей в управление части парка полувагонов, рассказали «Ведомостям» представители обеих компаний.

«Речь идет о том, что ПГК участвует с РЖД в разработке технологии совместного управления порожними рейсами полувагонов, которая направлена на оптимизацию работы всей сети», — пояснил представитель ПГК. Эксперимент будет запущен в двух филиалах РЖД — на Северной и Октябрьской железных дорогах. Какое количество вагонов ПГК передаст РЖД и на каких условиях, собеседники «Ведомостей» не говорят.

ПГК — крупнейший железнодорожный оператор в России. В ее управлении 195 000 вагонов (17% парка страны), в том числе 112 300 полувагонов и 44 700 цистерн.

РЖД с прошлого года предлагает операторам сдавать ей вагоны в управление. При этом компания не собирается вмешиваться в отношения с клиентами, а будет отвечать лишь за доставку грузов и подачу порожних вагонов, объясняет представитель РЖД. Это позволит операторам сократить плату за порожний пробег, а РЖД — увеличить погрузку и скорость движения на сети за счет сокращения количества вагонов. Сейчас компания ведет переговоры о привлечении парка с несколькими частными операторами, отмечает представитель монополии.

РЖД уже договорилась об управлении большей частью парка своей «дочки» — Федеральной грузовой компании (ФГК). На днях они подписали соглашение о передаче 114 000 полувагонов (почти 84% от общего числа полувагонов компании), говорит представитель ФГК. Это позволит сократить количество порожних рейсов в 1,5 раза и уменьшить оборот вагона с 16 суток до 13, поясняет он. Таким образом, ФГК сможет сократить издержки на 3,6 млрд рублей в год, говорит представитель компании.

Для ПГК и ФГК проблема порожнего пробега оказалась наиболее острой, чем для других операторов: доходность от оперирования вагоном в 2013 году снизилась в 2 раза до 400 рублей в сутки, к тому же не весь парк задействован в перевозках, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

Начавшаяся более 10 лет назад железнодорожная реформа предусматривала создание конкуренции между операторами подвижного состава. За РЖД должна была остаться лишь инфраструктура — пути, вокзалы и прочее. Так и происходило до сих пор. Последний вагон РЖД передала ФГК летом прошлого года. Эта компания должна быть приватизирована, но решение об этом будет принято после 2015 года. Передача операторами парка в управление РЖД — возврат в прошлое, констатирует федеральный чиновник, курирующий железнодорожную отрасль. Но чиновники не возражают, добавляет он. Ведь передача в управление РЖД вагонов может улучшить технологию управления парком. Дело в том, что скорость движения на сети РЖД в последние несколько лет неуклонно снижается. В первом полугодии 2013 года она составила 234 км/сутки — это на 20% ниже показателей 2007 года. Основной причиной этого президент РЖД Владимир Якунин называет рост количества вагонов на сети, из-за которого увеличивается число порожних рейсов.

Снижение скорости движения на сети РЖД — просчет самой монополии, а вовсе не операторов, накупивших «много вагонов», говорит топ-менеджер одной из угольных компаний. Именно РЖД за несколько лет не смогла разработать внятную технологию перевозок. Передача парка РЖД даст возможность конкретным операторам решить свои проблемы, но не позволит снизить порожний пробег и повысить скорость движения на сети в целом, отмечает он.

Другие новости рубрики