Ufameteo.ru сейчас в Уфе +13°C

 

Сергей Мережко: Есть заблуждение, что раз для перевозчика штраф составляет 300 тысяч, то это эффективная мера

Фото: UfaTime.ru

В 2016 году вступил в силу федеральный закон №220 о регулярных пассажирских перевозках. В Башкирии на него возлагали большие надежды, чиновники полагали, что с его помощью они смогут влиять на перевозчиков и убрать нелегалов с дорог. Прошло два года, но сфера пассажирских перевозок по-прежнему остается проблемной для республики. Глава Ространснадзора РБ (УГАДН) Сергей Мережко высказал свое мнение, почему у властей не получается навести порядок.

Про новые правила

Согласно ФЗ №220, Ространснадзор выдает лицензии на осуществление перевозок, а организацией маршрутов занимаются органы местной власти. Муниципальные перевозки –  это юрисдикция городских и районных администраций, межмуниципальные – Гостранса РБ. Они утверждают маршруты и распределяют их между перевозчиками, выдают карточки.

Водители, которые ездят без лицензии, считаются нелегалами. Тех, у кого есть лицензия, но нет карты маршрута, правильнее называть неофициальными операторами.

Сергей Мережко: Новый закон определяет, каким образом должны организовывать весь процесс перевозки органы местной власти, в частности, Гостранс и муниципалитеты городов и районов. Это, к сожалению, выполняется плохо. На рынке появляются лицензиаты (водители с лицензией от УГАДН – прим.ред), которые не заключают договор с муниципалитетами и Гострансом и продолжают осуществлять перевозки. Мы при выявлении таких фактов выносим штрафные санкции во время рейдов. Но в рейды выходим в свободное время, когда исполнили свои функции по плановым проверкам, утвержденным прокуратурой.

Про штрафы

Ранее местные власти заявляли, что у них нет полномочий штрафовать водителей автобусов, которые ездят без карт маршрутов, поэтому повлиять на перевозчиков они не могут. Действительно, по новому закону, привлечение к ответственности неофициальных операторов – это обязанность Ространснадзора (УГАДН). Но, как оказалось, штрафы – только полдела.

Сергей Мережко:  У нас нет цели выписать как можно больше штрафов. Не в этом смысл. Если перевозчику выгодно платить штраф и дальше ездить без карт, он так и будет делать. Есть заблуждение, что раз для юридического лица штраф составляет 300 тысяч, то это эффективная мера. Предприятие бросается, и эти штрафы просто повисают в воздухе, а у нас потом еще спрашивают, а где взыскиваемость? 10 тысяч рублей было уставного капитала, все автобусы в аренде, даже компьютера старого нет, чтобы изъять.  

Про уловки водителей

Неофициальные операторы используют лазейки в законах, чтобы избежать штрафов. Например, заявляются как экскурсионные или заказные автобусы.

Сергей Мережко: Мы все понимаем, что это все эти заказные автобусы – завуалированные регулярные. По законодательству, которое сейчас действует, перевозчик пишет нам письмо, что он исполняет заказ, и мы в течение суток должны его зарегистрировать. Нам очень трудно доказывать, что это регулярная перевозка, за одним автобусом приходится долго следить.

Эти «заказные» перевозки в основном заполняют межгород. Их доля на рынке составляет около 40 процентов. Их тоже надо вводить в правовое русло, и делать это должен комитет по транспорту. То же самое происходит в муниципалитетах.
 
Что касается экскурсионных маршрутов, нам опять надо доказать, что это была не экскурсия, а регулярная перевозка. В суде необходимо предоставить фотографии пассажиров, доказать продажу билетов, показать, как оборудован автобус, еще желательно опросить людей, но сделать это сложно. Никто ничего говорить не хочет, все торопятся.

Про нехватку рейсов и карт маршрутов

В Ространснадзоре РБ считают, что перевозчики сами хотят работать по закону, но им не дают. Органы власти распределяют слишком мало карт маршрутов, а официальные операторы не выполняют даже части своих рейсов.

Сергей Мережко: Представители бизнеса перевозок сами хотят легализоваться, иметь и лицензию, и  договоры с Гострансом и муниципалитетом, но не получается. В какой-то степени им мешает нерасторопность чиновников, которые не могут своевременно изучить пассажиропоток, определить маршрут, провести конкурсы и так далее.

Мы специально в этом году взяли направление на Оренбург. Три дня стояли на дороге за аэропортом с 6:00 до 23:00 и мониторили ситуацию. Официальные операторы, те, кто имеет карту маршрута, либо вообще не выполняют свои рейсы, либо выполняют их процентов на 20. Они не исполняют свои функции, а по 220 федеральному закону орган местной власти обязан принять отчет о перевезенных пассажирах и сделать выводы. Если товарищ не осуществляет перевозки, его надо заменить. Полномочия изменять маршруты есть только у органов местной власти.

Давайте абстрактно, нужно пять тысяч автобусов, а карт маршрутов выдают две тысячи. Спрос рождает предложение, поэтому эту нишу заполняет другой лицензиат, но уже без договора с властями. Надо сделать так, чтобы количество транспортных средств соответствовало потребностям. Если предприятие не справляется – дали 100 карт, а он выставил 20, – надо или заставить его выставить все 100 автобусов, или отдать другие 80 карт другим перевозчикам. Но это могут сделать только органы местной власти, пока этого не будет, мы никаких нелегалов не уберем.

Про рычаги давления

ФЗ №220 создал все условия для организации безопасных и комфортных пассажирских перевозок.  Для этого властям нужно только скоординировать действия.

Сергей Мережко: Если неофициальных операторов включат в реестр, заключат с ними договоры, то у муниципалитета появится контроль над ними, в том числе и за качеством услуг, расписанием, чистотой, даже цвет и возраст автобуса муниципалитет вправе выбрать сам. Перевозчики пойдут на это, они купят хороший транспорт. У представителей муниципалитета есть потенциальный рычаг давления на перевозчиков, но они не хотят его брать.

Пока весь механизм четко не заработает, ничего не будет. Считается, раз у нас есть полномочия по штрафам, то мы и должны убирать с дорог нехороших перевозчиков, но мы не будем работать за муниципалитет. У нас есть своя работа, которой много. Здесь нужно всем вместе работать. Глава республики серьезно к этому относится, несколько совещаний проводил, премьер-министр правительства тоже. Но почему-то на низах все это заворачивается, и в итоге воз и ныне там.

Другие новости рубрики