Ufameteo.ru сейчас в Уфе +1°C

 

«Спрашивали, почему я в таком свете выставляю руководителя республики?»: главный карикатурист Башкирии о знакомстве с Хабировым, критике Хамитова, гонорарах, творческой свободе и запретных темах

Главный карикатурист Башкирии Камиль Бузыкаев рассказал UfaTime.ru о том, как знакомство с Хабировым влияет на его творческую свободу, почему он старается не рисовать женщин и жалеет ли о карикатуре на казанских проституток.

Одна реплика чиновника или какого-то известного человека может превратиться в вашу карикатуру. Что нужно сделать, чтобы Камиль Бузыкаев тебя нарисовал?

- Поступок может быть разным: и плохим, и хорошим. Я не всегда сам нахожу темы, часто мне пишут и требуют реакции на что-то. Из последнего – это строительство дельфинария.

Бывало так, что какой-то чиновник, увидев карикатуру на своего коллегу, просил нарисовать и его?

Да, считается, что это круто, когда Бузыкаев тебя нарисовал. Начиная от директора завода и заканчивая депутатом, почти у каждого есть мой рисунок.

Если говорить о рисунках на заказ, какой у вас гонорар? Мои источники называли сумму в 5 тысяч рублей.

- Да, но когда заказчики из Москвы или Питера, сумма увеличивается до 10 тысяч.

Где вы познакомились с Хабировым?

- Мы жили в одном студенческом городке, а когда тебе 20-25 лет и все варятся в одной каше, ты знаешь каждого.

У вас дружеские отношения?

- Я бы не назвал это дружбой, потому что надо держать дистанцию и ему, и мне. Он ведь иногда бывает жертвой моих рисунков. Но он не обижается. Я знаю, что Хабиров относится ко мне хорошо и, наверное, чувствует, что я к нему отношусь так же.

Ваше знакомство с Хабировым не влияет на творческую свободу?

- Конечно влияет. Личные знакомства накладывают на тебя отпечаток. Гораздо проще было критиковать Хамитова, мы с ним не были лично знакомы, у нас были диаметрально разные взгляды на некоторые вещи. Я его всегда упрекал в том, что он не собирается жить в Уфе. По Хабирову я вижу, что он приехал сюда жить. 

Есть мнение, что Хамитов и не хотел быть главой республики, его назначили.

- Ну тут извините, если ты сюда полез, то будь добр, соответствуй. У чиновников есть обязательства, занимая пост, ты получаешь какие-то "ништяки", но должен за них расплачиваться, и иногда мне кажется, что цена слишком высокая. Сравните прошлогодние фотографии Хабирова и сегодняшние, он же весь поседел. Я ему сочувствую. Четыре миллиона народу, и каждый чем-то недоволен, попробуй всем угодить. Поэтому Хабиров иногда принимает непопулярные решения, но это такая работа. 

Как вы считаете, с приходом Хабирова ситуация в Башкирии изменилась? Стало лучше?

- Я считаю, что да, лично для меня, стало лучше.

Что изменилось? При Хамитове, например, у вас было больше творческой свободы.

- Да, но ведь нельзя замыкать все на себе. При Хамитове был депресняк, безынициативность, безволие какое-то. Пофигизм я люблю только в себе, в чиновниках его быть не должно. Именно этим Хабиров и подкупает. Он ведет себя как человек, а не как аппарат. Он может вспылить. Читал, что Ростислав Мурзагулов (председатель совета директоров «Башинформ») рассказывал, как приходилось успокаивать шефа, потому что он собирался набить кому-то морду. Мне еще с 90-х известно, что Хабиров парень такой, он молчать не будет.

По совещаниям Хабирова мы это видим.

- Да и это гораздо интереснее. Я, например, сейчас люблю смотреть трансляции с правительственных совещаний. Раньше ведь было нудно – в рамках действующего законодательства и бла-бла бла. Хамитов не был способен на поступки, ему досталась Рахимовская команда, которая весь срок сидела при нем, потому что он не делал резких шагов. Сейчас я наблюдаю и вижу, что Хабиров не боится вторгаться в какие-то конструкции, которые кажутся и без того шаткими. Наверное, это называется политической волей – я хочу, чтобы вот так не было, а было вот так.

При Хамитове со стороны власти не было реакций на ваши карикатуры?

- Были.

Как это было, вам звонили из администрации?

- Со мной предлагали встретиться, не он лично, а, наверное, кто-то близкий к нему. Спрашивали, не кажется ли мне, что рисунки слишком резкие, почему я в таком свете выставляю руководителя республики. А в каком свете выставлять? Другого Хамитова я не знаю.

Как вы считаете, ваши карикатуры отражают действительность или вы транслируете свое личное мнение?

- Когда я рисую, я согласен со всем. Через какое-то время пересматриваю и могу в чем-то усомниться, но слово не воробей, как говорится. 

Это касается той карикатуры про Казань? Она вызвала большой резонанс в обществе.

- У нас очень поднаторели ребята, которые могут управлять мнением в интернете. Мой рисунок ведь был о том, что на трассе стоят проститутки и это сказывается на имидже Казани и Татарстана. Никому не известный паблик решил прокачаться, «всемирные татары» или что-то такое, он все перевернул так, будто я разжигаю межнациональную вражду. Но у меня такого намерения не было. Ситуация начала раскачиваться, и мне даже стало неловко, я начал сомневаться, может и правда фигню спорол.

На эти сомнения вас натолкнул пост Хабирова, в котором он призывал извиниться перед соседями?

- Нет, сомнения появились раньше, но я ему благодарен за то, что я сумел выйти из ситуации и сохранить лицо. Полгода прошло, чего теперь прятаться-то (смеется).

Но ведь вы рисуете то, что видите, и в случае с Казанью было то же самое.

- Да, я ехал и увидел. Самое интересное, что мои казанские читатели говорили, что я молодец. Нереально проехать и не увидеть, и дети спрашивают, почему тети стоят на трассе. Весь шум был от татар Башкирии, им видимо надо было зафиксировать свою принадлежность к Татарстану, не знаю, в какой роли они хотели выступить.

У вас есть запретные темы для карикатур? Например, у ваших коллег из Шарли Эбдо (французские карикатуристы, редакция была расстреляна террористами) рамок не было.

- Допустим, Соколов зарезал свою студентку, мне кажется, что об этом рисовать не стоит, потому что человек жил, а теперь его нет. Я пытаюсь не задевать темы смерти и болезней, если человек сам не провоцирует что-то, например, как Сания Тимасова, которая фотографировалась в гробу. 

Раз уж заговорили о Тимасовой, почему вы не рисуете женщин? Они не дают повода?

- Женщины постоянно дают повод для карикатур, но они сделаны из другого теста. Как бы красиво ты её не нарисовал, ей кажется, что могло быть еще лучше. Поймите меня, я всю жизнь видел вокруг себя девушек. В художественной школе, в художественном институте я учился преимущественно с девочками. Нарисуешь соседа по парте – он поржет, но нарисуешь девчонку, и тебе это и через три года припомнят. Карикатура – это такой жанр, где ты искажаешь черты лица, чтобы придать выразительности. Нарисовав девушку, ты потом замучаешься отмазываться, почему нарисовал такой длинный нос. Другое дело женщины-политики. Тогда я рисую не персонажа-женщину, а, допустим, министра.

Другие новости рубрики