$74,00 -0,36 €89,62 -0,31

 

«Рычаги воздействия на ребенка, которые есть у школы, неэффективны»: психолог о природе школьных конфликтов и том, кто же в них виноват

Фото: ® UfaTime.ru

Уполномоченная по правам ребенка в Башкирии Милана Скоробогатова на круглом столе «Общественной электрогазеты» заявила, что в школьных конфликтах всегда виноват учитель. По её словам, учителя, в отличие от детей и родителей, должны обладать профессиональными знаниями в области человеческих отношений и возрастной психологии. Педагог всегда должен быть «над» ситуацией, подчеркивала Скоробогатова. 

Несколько иной позиции придерживается школьный психолог, который согласился поговорить с UfaTime.ru на условиях анонимности. 

«Педагог, допустивший конфликт, в принципе может быть виноват, в том числе из-за того, что у него есть определенное образование и навыки в разрешении конфликтов, возникающих в процессе педагогической деятельности. Но нельзя говорить, что учителя виноваты во всех конфликтах, которые происходят в школах. 

Хочется обрисовать портрет современного родителя. Можно вспомнить ныне популярное выражение «Я же мать» (и мне все дозволено и мне все можно). Отсюда выливается потребительское отношение к школе: «Вы нам обязаны. Вы должны». Родители все чаще забывают о том, что они также являются участниками образовательного процесса, у них есть свои обязанности, которые они должны выполнять по договору со школой. 

Во-первых, родители должны создать дома все условия для полноценного развития и воспитания ребенка. Он должен вовремя приходить в школу, высыпаться, быть сытым, выполнять домашние задания, соблюдать устав школы. И если возникли какие-то проблемы, то родитель обязан явиться по приглашению в школу для их решения. К сожалению, по приглашению педагогов, администрации школы приходят не все родители: «На данный момент я не нуждаюсь в ваших услугах, а когда вы мне понадобитесь, я к вам обращусь». Подобное отношение к школе родителей становится примером для детей, что может привести к ощущению вседозволенности у некоторых учащихся. 

Те рычаги воздействия на ребенка, которые есть у школы, неэффективны, и школа не имеет права предпринять что-то большее. Иногда в виде «палача» и «страшилища» выставляют школьного психолога. Даже при таких вопиющих случаях нарушения социокультурных норм, как вызывающее, демонстративное поведение, громкая нецензурная брань на уроке в адрес детей и учителей, нарушение прав других детей, которые не могут из-за этого усвоить материал, оскорбление всего классного коллектива в социальных сетях, самое большее, что может сделать школа – пригласить родителей и ребенка на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, где члены этой комиссии также ограничены в выборе привлечения к ответственности родителей. С родителями и детьми проводится профилактическая беседа, и по ее итогам чаще всего выносится предупреждение из-за невозможности родителей оплатить штраф. Эти меры проводят к тому, что ребенок чувствует безнаказанность и продолжает вести себя по-прежнему. 

Хочется отметить, что педагог сегодня очень загружен не столько непосредственной работой с учениками, сколько подготовкой различных планов, отчетов, срочных мероприятий «для галочки» и так далее. С гипертрофированным чувством ответственности, в состоянии стресса, он постоянно находится в ворохе бумажной работы, что в итоге приводит к профессиональному выгоранию». 

Поделиться
Поделиться
Тимур Дробилко
Тимур Дробилко

Комментарии (0)

Авторизуйтесь, чтобы можно было оставлять комментарии

Другие новости рубрики