Ученые рассказали, почему некоторые люди могут прожить до 110 лет без болезней

Исследователи из Болонского университета в Италии выяснили, что долгожители имеют уникальный генетический фон, позволяющий более эффективно восстанавливать ДНК. Соответствующие результаты работы опубликованы в eLife. Об этом сообщает UfacityNews.ru со ссылкой на MedicalXpress.

В ходе эксперимента ученые подробно изучили геномы людей с «экстремальным долголетием». Это помогает ответить на вопрос, почему они живут так долго и могут избегать возрастных болезней.

В исследовании принял участие 81 человек возрастом старше 105 и 110 лет. Их геномы сравнили с 36 здоровыми людьми, средний возраст которых составлял 68 лет. Специалисты взяли образцы крови у всех испытуемых, провели полногеномное секвенирование и идентифицировали пять общих генетических изменений, которые чаще встречались в возрастных группах 105+ и 110+.

Полученные в результате компьютерного анализа данные предсказывали, что эта генетическая изменчивость, возможно, модулирует экспрессию трех разных генов. Чаще остальных встречающиеся генетические изменения обусловлены повышенной активностью гена STK17A в некоторых тканях. Данный ген координирует реакцию клетки на повреждение ДНК, стимулирует запрограммированную гибель поврежденных клеток и регулирует количество опасных активных форм кислорода в клетке. Это необходимые процессы, которые участвуют в возникновении и развитии многих заболеваний, таких как онкология.

Кроме того, генетические изменения связаны со снижением активности гена COA1 в некоторых тканях. Этот ген необходим для правильного взаимодействия между ядром клетки и митохондриями – фабриками по производству энергии в клетках, дисфункция которых является ключевым фактором старения.

Также та же область генома связана с повышенной экспрессией BLVRA в определенных тканях – гена, который нужен для здоровья клеток из-за его роли в устранении опасных активных форм кислорода.

Группа ученых также измерила количество естественных мутаций, которые люди в каждой возрастной группе накопили за свою жизнь. Они выяснили, что люди в возрасте 105+ или 110+ имели гораздо меньшее бремя мутаций в шести из семи протестированных генов. Эти люди, судя по всему, избегали возрастного увеличения числа разрушительных мутаций, и это могло способствовать защите от болезней, например сердечных.

Ранее UfaTime.ru писал, что специалист назвала основные признаки инсульта и перечислила способы, которые помогут снизить риск опасного для жизни состояния.