Ученые объяснили, какие люди обладают супериммунитетом к коронавирусу

Примерно год назад команда из Университета Рокфеллера в Нью-Йорке решила создать версию ключевого белка SARS-CoV-2 со способностью уклоняться от всех вырабатываемых нашим организмом антител, блокирующих инфекцию. В исследовании, опубликованном в сентябре этого года в журнале Nature, они сообщили, что мутант-спайк, содержащий 20 изменений, был полностью устойчив к нейтрализующим антителам.

Тем не менее люди, которые переболели коронавирусом за несколько месяцев до вакцинации, обладали антителами, способными нейтрализовать мутантный спайк, демонстрирующий гораздо большую устойчивость к иммунной атаке, чем любой известный естественный вариант. Антитела этих людей блокировали даже другие типы коронавирусов.

Основа такого супериммунитета, или гибридного иммунитета, стала одной из величайших загадок пандемии. Исследователи надеются, что, сопоставив различия между иммунной защитой от инфекции и от вакцинации, они смогут наметить более безопасный путь к более высокому уровню защиты.

Первоначальные исследования людей с гибридным иммунитетом показали, что их сыворотка – содержащая антитела часть крови – намного лучше способна нейтрализовать штаммы, ускользающие от иммунитета. Было неясно, связано ли это только с высоким уровнем нейтрализующих антител или с другими свойствами.

Самые последние исследования показывают, что гибридный иммунитет, по крайней мере частично, обусловлен иммунными игроками, которые называются В-клетками памяти. Большая часть антител, образующихся после инфекции или вакцинации, происходит из короткоживущих клеток, плазмобластов, и уровни антител падают, когда эти клетки неизбежно отмирают. Когда плазмобласты исчезают, основным источником антител становятся гораздо более редкие В-клетки памяти, которые запускаются либо инфекцией, либо вакцинацией.

«Некоторые из этих долгоживущих клеток вырабатывают более качественные антитела, чем плазмобласты», – говорит Мишель Нуссенцвейг, иммунолог из Рокфеллера. Они развиваются в лимфатических узлах, приобретая мутации, которые помогают им со временем более прочно связываться со спайковым белком. Когда люди, выздоровевшие от COVID-19, повторно подвергаются всплеску SARS-CoV-2, эти клетки размножаются и производят больше этих сильнодействующих антител. Исследователи также обнаружили, что люди с гибридным иммунитетом вырабатывают стабильно более высокие уровни антител в течение до семи месяцев.

Третья доза вакцины может позволить людям, которые не были инфицированы, получить преимущества гибридного иммунитета, говорит Матье Маэвас, иммунолог из Института Неккера для больных детей в Париже. Увеличение интервала между дозами вакцины также может имитировать аспекты гибридного иммунитета.

Ранее UfaTime.ru писал, какая категория людей чаще заражается COVID-19 после вакцинации.