$74,06 +0,09 €83,81 -0,02

 

Рельсы через Сипайлово в Инорс и связь севера и юга: Что ждет систему общественного транспорта Уфы в ближайшие годы

Фото: UfaTime.ru

Предложения восстановить трамвайное сообщение между севером и югом Уфы начали поступать едва ли не в тот же год, как с проспекта Октября убрали рельсы. Но последние пять лет об этом говорят не только жители, но и власти. Редакция UfaTime.ru изучила имеющиеся документы и выяснила, что ждет электротранспорт Уфы в ближайшем будущем.

Что произошло с трамваями

До 2004 года в Уфе существовала единая электротранспортная сеть. Южную и северную части города соединяли трамвайные пути на проспекте Октября. Но в 2004-2008 годах мэр Павел Качкаев принял решение убрать рельсы с главной магистрали, чтобы расширить проезжую часть для машин.

В 2008 году реорганизация завершилась: вместо единой системы Уфа получила два разрозненных трамвайных кольца. Соответственно, уменьшился и пассажиропоток: со 100 млн человек в год в 2002 году до 18 млн человек в 2018.

Первая попытка восстановить трамвайное сообщение

В 2017 году Муниципальное управление электротранспорта представило проект «Перспективы развития легкорельсового транспорта (LRT) в городе Уфе». Эксперты предложили построить новые трамвайные пути по маршруту Госцирк – Комсомольская улица – Российская улица – Трамвайная улица. Этот проект прошел процедуру публичных слушаний, в 2018 году планировалась разработка сметной документации. Однако трамвайные пути на этом участке так и не были построены.

Вторая попытка восстановить трамвайное сообщение

В 2019 году администрация Уфы внесла изменения в муниципальную программу «Развитие транспортного обслуживания населения города». В новой версии документа говорилось, что новые рельсы проложат по бульвару Саид-Галиева, улицах Комсомольской и Российской. Был даже утвержден проект межевания, но с оговоркой, что смету подготовят только через 3-4 года, а само строительство начнется после 2023 года.

Неожиданное предложение

Казалось бы, вопрос решен – север и юг Уфы снова соединят через Комсомольскую –Российскую, оставалось только дождаться сметы. Однако в конце 2020 года Главархитектура Уфы выступила за возвращение трамвайных путей на проспект Октября. 

Ведомство предоставило расчеты специалистов Санкт-Петербургского «Института транспортных систем» и ГАУ «Институт Генплана Москвы», которые гласили, что целесообразнее вернуть рельсы на проспект Октября, чем строить их на Комсомольской.

Одним из аргументов «за» была возможность реализовать проект скоростного трамвая здесь. Впервые идея создать выделенную полосу для электротранспорта прозвучала еще в 2012 году, тогда строить скоростную ветку между южной и северной частью столицы предлагали по улице Блюхера, но в 2013 году после протестов граждан проект заморозили.

Если на проспект Октября вернут трамвайные пути, их можно будет использовать для скоростного трамвая – транспорта, независимого от уличного автомобильного движения.

Еще один аргумент в пользу строительства путей на проспекте Октября – уже готовые магистральные инженерные сети. Когда в нулевых с проспекта убирали рельсы, подземные переходы законсервировали, при необходимости их можно восстановить – это проще и дешевле, чем строить новые.

Сколько нужно денег?

По предварительной оценке, траты на создание инфраструктуры и замену подвижного состава трамвайной системы Уфы на первом этапе составят 25 млрд рублей: 5,26 млрд рублей уйдет на закупку 60 трамваев, 3,4 млрд – на строительство депо, 16,3 млрд – на строительство самих трамвайных линий.

Сумма колоссальная, но авторы всех проектов изначально рассчитывали на инвесторов. В апреле 2021 году Башкирия заключила соглашение с компанией «Синара». Стороны договорились, что предприятие будет заниматься развитием трамвайной сети в Уфе и вложит в проект комплексной модернизации 27,6 млрд рублей. В эту стоимость включены реконструкция путевого и энергетического хозяйств, существующих депо, создание трамвайной линии между севером и югом, а также остановки, новый подвижной состав, оптимизация маршрутной сети, внедрение современных систем оплаты и автоматизированного управления движением.

Однако где именно компания намерена строить рельсы, не сообщалось.

Позиция мэрии Уфы

Несмотря на эту неопределенность, в новых проектах планировки и межевания предусматриваются места для трамвайных путей вдоль улиц Комсомольской, Российской и бульвара Саид-Галиева. В частности, перспектива строительства рельсов учтена в проекте планировки улицы Комсомольской от Рязанской до Шафиева. На этом участке планируется реконструкция с расширением проезжей части, а для строительства трамвайных путей выделена полоса шириной 10 метров.

При этом в мэрии подчеркивают, что Институт генплана Москвы разрабатывает генеральный план столицы Башкирии до 2040 года. И в этом документе обоснована связь севера и юга трамвайным сообщением по проспекту Октября.

К слову, в генплане предусмотрено строительства нескольких абсолютно новых трамвайных путей. Например, московские специалисты предлагают построить рельсы с проспекта Октября в Инорс через Сипайлово.

Другие новости рубрики