Вариант генетического риска COVID-19 защищает от ВИЧ

Генетические варианты, с которыми рождается человек, могут увеличивать или уменьшать риск серьезного течения COVID-19. Основной вариант генетического риска тяжелой формы ковида, который люди унаследовали от неандертальцев, на удивление распространен. Ученые из Института эволюционной антропологии Макса Планка и Каролинского института обнаружили, что тот же вариант гена, который увеличивает риск тяжелой формы коронавируса, защищает от серьезного заболевания – снижает риск заражения ВИЧ на 27%. Исследование опубликовано в PNAS.

Некоторые люди страдают от тяжелой инфекции при заражении SARS-CoV-2, в то время как у других проявляются только легкие симптомы. В дополнение к факторам риска, таким как пожилой возраст и хронические заболевания, генетическое наследие также способствует индивидуальному риску тяжести течения COVID-19, пишет MedicalXpress.

Осенью 2020 года эксперты заявили, что люди унаследовали основной генетический фактор риска тяжелого течения ковида от неандертальцев. Весной 2021 года исследователи изучили этот вариант ДНК древнего человека и заметили, что его частота значительно увеличилась со времени последнего ледникового периода. На самом деле он стал неожиданно обычным для генетического варианта, унаследованного от неандертальцев. Следовательно, это могло иметь благоприятное влияние на его носителей в прошлом.

«Этот основной генетический фактор риска для COVID-19 настолько распространен, что я начал задаваться вопросом, действительно ли он может быть полезен для чего-то, например для защиты от другого инфекционного заболевания», – говорит автор работы Хьюго Зеберг.

Генетический фактор риска расположен в области на хромосоме 3, состоящей из множества генов. Рядом с ним находится несколько генов, которые кодируют рецепторы иммунной системы. Один из этих рецепторов – CCR5 – используется вирусом ВИЧ для заражения лейкоцитов. Зеберг обнаружил, что у людей с фактором риска COVID-19 было меньше рецепторов CCR5. Это побудило его проверить, имеют ли они также более низкий риск заражения ВИЧ.

Анализируя данные о пациентах из трех крупных биобанков, он выяснил, что у носителей варианта риска COVID-19 риск заражения ВИЧ был на 27% ниже. «Это показывает, как генетический вариант может быть как хорошей, так и плохой новостью: плохая новость, если человек заражается ковидом, и хорошая новость, потому что он обеспечивает защиту от заражения ВИЧ», – говорит Зеберг.

Ранее UfaTime.ru писал, можно ли заболеть одновременно гриппом и COVID-19.