Ufameteo.ru сейчас в Уфе -3°C

 

В Башкирии снизилась смертность от рака: Эксперт рассказал о новых подходах в лечении онкологии

Фото: UfaTime.ru

В Башкирии улучшаются показатели смертности от онкологии. Об этом свидетельствует отчет Министерства здравоохранения республики об итогах работы за шесть месяцев 2022 года.

В 2021 году эксперты дали прогноз, что смертность от новообразований будет достигать 175,3 на 100 тысяч населения. По факту в первой половине 2022 года этот показатель составил 156,2 на 100 тысяч жителей.

Редакция UfaTime.ru в беседе с Павлом Колосовым – заместителем директора Института онкологии Европейского медицинского центра в Москве – выяснила, какие открытия изменили лечение рака.

Как изменились подходы к лечению онкологических заболеваний в России за последние годы?

За последние пять лет произошли колоссальные перемены: сегодня пациенты на четвертой стадии рака получают не паллиативную или симптоматическую помощь, а специальное противоопухолевое лечение. В то время как раньше речь шла в основном об обезболивании и лечении пролежней.

Пациентов с опухолями, при которых уже есть метастазы, можно вылечить?

Можно продлить активную жизнь на долгие годы, а в ряде случаев полностью победить болезнь. Пациентам с раком легкого, который больше всего распространен в Башкирии, мы объясняем, что они больше не обречены на верную гибель, и есть большие шансы на выздоровление. То же касается метастатического рака почки, метастатической меланомы кожи.

За счет чего это стало возможным?

В онкологии сделано много фундаментальных открытий. Ученые частично расшифровали природу молекулярных мутаций при возникновении опухолей. Что это дает? Если взять в пример тот же рак легкого, то раньше его условно делили на два вида и лечили одинаково: химиотерапия, лучевая терапия, иногда хирургические операции. Эффективность такого лечения была низка. Благодаря молекулярным исследованиям стало известно о 13-14 видах мутаций. Под каждую из них разработали таргетную терапию – теперь специальные молекулы адресно атакуют больные клетки, не затрагивая здоровые.

Химиотерапия не обладает такой избирательностью?

Это революционный метод лечения рака легкого, но не единственный. Большой прорыв произошел с появлением иммунотерапии – специальные препараты восстанавливают нормальное функционирование иммунной системы, которая в состоянии самостоятельно разрушать раковые клетки. В зависимости от диагноза иммунитет стимулируется либо в целом, либо против определенных структур-мишеней.

Когда метод пришел в Россию, какую эффективность он демонстрирует?

В России такое лечение используется с 2019 года и показывает превосходные результаты: у большинства людей наблюдается положительный эффект или даже полное выздоровление. У нас в клинике лечился молодой человек с классической формой рака желудка, которая раньше сложно поддавалась лечению. Уже пять лет он получает иммунную терапию и живет без признаков опухоли абсолютно здоровой жизнью. Другой нашей пациентке с раком матки в терминальной стадии уже не помогала химиотерапия, а лечение иммунными препаратами помогло. В настоящий момент у нее нет признаков раковой опухоли.

Такая коррекция не исключает химиотерапию?

В онкологии могут комбинироваться практически все способы. Но подбор адекватных сочетаний – сложный технологический процесс. Требуется провести обширные молекулярно-генетические исследования, которые показывают причину зарождения опухоли у конкретного пациента. На основе этих данных подбирается индивидуальная схема лечения и перечень лекарственных препаратов.

В медицинском сообществе много говорят о клеточных вакцинах против рака. Есть ли они в России, в каких случаях используются?

Дендритно-клеточные вакцины разрабатываются в разных странах мира, в том числе в РФ. Пока они проходят первую фазу исследований. Сегодня их предлагают пациентам, которым уже ничего не помогает, и они часто эффективны. Я уверен, что это направление в научной онкологии будет развиваться, но пока это экспериментальная методика.

Большинство противоопухолевых препаратов, будь то таргетная терапия, химиотерапия или иммунотерапия, производятся за рубежом. После санкций не возникло проблем с поставками лекарств?

Ситуация даже улучшилась – и это не преувеличение. Ранее в России бывали перебои с поставками лекарственных препаратов, но на данный момент этот вопрос отрегулирован, и в клиники поступают все необходимые препараты без задержек. Проблем с поставками оборудования и его комплектующих тоже нет.

То есть клиники работают в штатном режиме, и пациенты могут получать высокотехнологичную помощь в полном объеме?

Могу говорить только за наш центр – у нас никакой катастрофы не произошло. Единственное, что изменилось – стало больше пациентов. Люди, которые раньше лечились в Швейцарии, Германии или Израиле, теперь лечатся в России.

Другие новости рубрики