В Башкирии педагоги страдают от издевательств в школах – Психолог объяснила, что делать
Нехватка учителей в школах Башкирии может быть вызвана не только низкой зарплатой или снижением количества выпускников-педагогов, но и травлей со стороны детей.
Такой тезис прозвучал на заседании рабочей группы Госсобрания по вопросам профилактики и противодействия буллингу среди школьников.
Депутат Госдумы от республики Эльвира Аиткулова отметила, что с недоброжелательной атмосферой в школах не всегда получается бороться силами школьных психологов и педагогов. Родители зачастую не могут повлиять на детей. Все чаще объектами травли и буллинга становятся сами учителя.
Она привела в пример результаты опросов будущих педагогов.
«Самый частый ответ – мы не хотим работать с родителями. Мы не хотим сталкиваться с элементами буллинга, травли. Сама эмоциональная атмосфера во многих школах сегодня отталкивает наших педагогов. Мы понимаем, что в этой ситуации кадровый дефицит будет только нарастать», – приводит слова Аиткуловой издание «Коммерсантъ-Уфа». Коллега Аиткуловой, депутат Госдумы Яна Лантратова сообщила, что 70% опрошенных учителей когда-либо подвергались травле.
Уфимский психолог Алиса Курамшина в беседе с UfaTime.ru отметила, что школы давно перестали быть территорией любви к детям.
«Раньше диктат учителей был практически беспредельный. С появлением мобильных телефонов примеры его все чаще стали выкатываться за пределы школ. И не мудрено, что маятник качнулся в другую сторону: действительно, в современной школе встречаются случаи практически терроризма по отношению к учителям со стороны детей и родителей. Как и в любой обстановке, победить токсичную атмосферу в школе можно только совместными усилиями. Педагог должен принять активное участие в этом процессе, но также необходимо, чтобы и родители, и ученики были готовы к сотрудничеству», – говорит эксперт.
По ее словам, для исключения травли со стороны детей, а также конфликтов между учниками, педагог должен сделать следующие шаги:
1) Установить правила поведения в классе и следить за их соблюдением. Это поможет создать ясность и предсказуемость в классе, что может уменьшить конфликты;
2) Провести открытый диалог с учениками о том, что такое токсичность и как она влияет на людей. Объяснить, что каждый имеет право на свое мнение и уважение;
3) Регулярно проводить уроки по развитию социальных навыков и эмоционального интеллекта. Это поможет ученикам научиться лучше понимать себя и других, а также развить эмпатию;
4) При необходимости проводить индивидуальные беседы с детьми, чтобы выявить их проблемы и помочь им решить их;
5) Создавать атмосферу поддержки и доверия в классе. Это может быть достигнуто, например, через проведение совместных мероприятий, игр и проектов;
Алиса Курамшина также назвала основные причины издевательств детей над учителями.
«Это может быть вызвано разными факторами, такими как: негативный опыт общения с учителем в прошлом, ощущение бессилия перед учителем, особенно если он строгий или несправедливый, желание привлечь внимание к себе и своей личности, негативное отношение к учебному процессу в целом. В любом случае, педагог должен стараться понять причины такого поведения и работать над созданием условий для улучшения отношений в классе», – заключила психолог.