Ufameteo.ru сейчас в Уфе +1°C

 

Новый старый общественный транспорт: Что получили уфимцы после Великой автобусной реформы

Фото: ® UfaTime.ru

С начала реформы в сфере общественного транспорта в Уфе прошло 10 месяцев. Если переслушать все выступления и вспомнить все обещания властей за это время, может показаться, что горожанам нужно бегом пересаживаться с личного транспорта на автобусы, ведь это так удобно: перевозчики теперь легальные, автобусы новые, маршруты удобные, способы оплаты современные.   

Так вышло, что как раз летом прошлого года я села за руль и перестала пользоваться городским транспортом, поэтому многочасовые ожидания маршруток в мороз и  путаница с номерами маршрутов обошли меня стороной.  Хотя до этого я 2 года каталась на троллейбусе в старшую школу, 4 года на ПАЗах – в университет и 2 года на ГАЗелях – на работу. Мне стало любопытно, как же теперь функционирует городской транспорт, поэтому впервые за почти год я поехала на работу на автобусе.

Новые автобусы

Я села в обычный ПАЗ, под капот не заглядывала, какого года выпуска сказать не могу, но он был вполне себе презентабельный, но самое главное без «ушек». (Без паники, это не по нашу с вами честь, просто в дни проведения Международных детских игр автобусам с газовыми баллонами на крыше ездить по Уфе запретили. Игры кончились  –  ушастые ПАЗы вернулись).

Образцовые водители

Водитель как водитель, разве что белая рубашка на нем бросалась в глаза (опять-таки их попросили  приодеться, а то перед гостями заморскими неудобно было). На этом перемены к лучшему кончились, как и год назад, он ехал молча, временами нарушая тишину громогласным «На Галле выходим?». Видимо, речевые информаторы, которые объявляют остановки, этой маршрутке не достались, хотя коллеги убедили меня, что такое чудо техники в некоторых автобусах все-таки встречается.

Современные способы оплаты

Рядом с водительским креслом лежала традиционная миска с мелочью, кассового аппарата для оплаты банковской картой или «Алгой» я не заметила, но на двери наклейка, что здесь принимают ЕТК, красовалась. Пассажиры передавали наличку за проезд, билет, который к слову с 1 июля, должны были пробивать всем без исключения, им не давали, да и никто и не спрашивал.

Как потом оказалось, терминал для безналичной оплаты у водителя все-таки был: он достал его из-под чехла, когда один из пассажиров протянул ему карту. Правильно, вещь дорогая, надо прятать.

Операция, кстати, заняла несколько секунд, водитель нажал две кнопки, и терминал мгновенно выплюнул чек. Сдачу со ста рублей он отсчитывал куда дольше.

Домой я возвращалась уже на ГАЗеле, потому что после 21:00 других автобусов в Зеленой Роще не так много. Все прошло точно так же, разве что кассовый аппарат водитель достал уже из-под кресла. В это раз я была единственной, кто расплатился картой и получил чек. Остальное платили наличкой «в тарелочку».

Для меня так и осталось загадкой, ради чего пассажиры всю зиму мерзли на остановках, а инспекторы гоняли нелегальных перевозчиков.

Общественный транспорт стал удобнее? Нет: ездят такие же автобусы с такими же креслами, водителями, маршрутами.

Единая транспортная карта облегчила жизнь горожанам и водителям? Нет: из 30 человек, которые вышли до меня, только один заплатил картой, и то банковской, а не «Алгой».

Бюджет получил дополнительный доход  за счет легальных перевозчиков, которые работают с терминалами? Нет: ни одну оплату наличными водители не провели через кассу, а с моих двух поездок по карте оператор получил 1 рубль и 80 копеек (два раза по 4,5% с 20 рублей).

Да, нелегалов у нас в Уфе официально теперь нет. Только рядовому пассажиру глубоко фиолетово, у кого из двух маршрутчиков есть бумажка с печатью, если у обоих одинаковые автобусы, водители, маршруты и цены. Как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда.

Другие статьи Аделина Минибаева