Ufameteo.ru сейчас в Уфе +1°C

 

Как лечат рак в Башкирии, почему пациенты уезжают за границу и какая опухоль считается самой смертоносной

Фото: ® UfaTime.ru

Онкологические заболевания занимают второе место в структуре смертности Башкирии. Больше людей, чем от рака, в республике умирает только от болезней системы кровоснабжения. Выявляемость рака  в 2020 году составила 273 случая на каждые 100 тысяч населения. Редакция UfaTime.ru изучила данные статистики, поговорила с пациентами и врачами онкодиспансера и выяснила, как в Башкирии диагностируют и лечат рак и почему не все пациенты доверяют местным врачам и уезжают лечиться за границу.

Статистика заболеваемости 

Ежегодно диагноз «Рак» в республике слышат тысячи человек. Только в 2020 году было официально зарегистрировано 11 042 новых пациента. Всего на диспансерном учете состоят около 87 тысяч человек. 

Согласно статистическим данным, заболеваемость раком в Башкирии растет последние 20 лет. Если в 2000 году на каждые 100 тысяч населения приходилось 248,5 случая онкологии, в 2005 году этот показатель составил 270,4 случая, в 2010 он дорос до 279,2, а в 2015 – до 321,4 случая. По итогам 2019 года в Башкирии на каждые 100 тысяч населения приходилось уже 346,3 случая онкологии. В 2020 году эта цифра снизилась до 273,4 случая, но прошлый год нельзя считать показательным, так как из-за пандемии количество медицинских обследований сократилось, временно была отменена диспансеризация.

Структура заболеваемости 

В структуре заболеваемости самым распространенным видом рака в Башкирии, как и во всем мире, остается рак молочной железы. В прошлом году с таким диагнозом в республике столкнулась 1 381 женщина. Вместе с тем это один из самых успешно поддающихся лечению видов рака, при ранней диагностике пятилетняя выживаемость достигает 90%

Если не учитывать обусловленные гендером случаи онкологии, самым распространенным раком в Башкирии в прошлом году был рак легкого – 1 094 случая. Также среди часто встречающихся видов онкологии фигурируют рак кожи (946 случаев за 2020 год), рак ободочной кишки (845), рак желудка (711) и рак предстательной железы (703). 

Что касается детей, они болеют раком гораздо реже взрослых. В 2020 году из 11 042 новых пациентов младше 18 лет были только 116 человек. Чаще всего у них встречаются онкологические заболевания крови. Так лейкемия в прошлом году была диагностирована у 44 детей, опухоль нервной системы – у 21, саркомы костей – у 12, лимфомы – у 9, рак почки – у 7, саркомы мягких тканей – у 5. 

Больше всего случаев рака зарегистрировано в Уфе, Салавате, Кумертау, Альшеевском, Аургазинском, Белорецком, Бураевском, Стерлибашевском и Чекмагушевском районах. У детей онкологию чаще диагностируют в Уфе и Стерлитамаке. Однако не стоит думать, что в этих городах и районах чаще болеют раком. Скорее, в этих муниципалитетах его чаще выявляют. 

Чем раньше выявлен рак, тем выше шанс добиться ремиссии. В 2019 году в Башкирии выявить рак на первой стадии удалось в 27,4% случаях, на второй – в 25,2%. 

Республиканский клинический онкодиспансер 

В Республиканском клиническом онкологическом диспансере занимаются диагностикой и лечением почти всех распространенных видов. Здесь работают 11 отделений и около 1 300 сотрудников. В прошлом году был открыт новый хирургический корпус за 2 млрд рублей, куда переехали пять отделений. Однако даже с учетом нового здания площадей для этого огромного медицинского учреждения не хватает. 

По оценке главного врача РКОД Аделя Измайлова, диспансеру нужно еще около 24 тысяч квадратных метров, чтобы удовлетворить потребность в помещениях. Минздрав видит два пути решения этой проблемы: построить еще один корпус или купить готовое здание и переоборудовать его. Пару лет назад ведомство рассматривало возможность купить здание пустующего ТЦ «Европа» на проспекте Октября. Сделку оценивали в 2,2 млрд рублей, но она так и не состоялась. Позже стало известно, что от этой идеи временно отказались. 

Помимо приобретения или строительства новых помещений, Минздраву нужно будет решить вопрос с ремонтом существующих корпусов онкоцентра и закупить оборудование. 
 
В общей сложности онкологической службе Башкирии нужно 4-4,5 млрд рублей

Также РКОД открывает свои филиалы в отдаленных районах Башкирии, чтобы пациенты с диагностированным раком могли получать лечение дома и не ездить в Уфу на процедуры. В 2019 году были открыты четыре таких амбулаторных центра (в 13-й больнице Уфы, в Октябрьском, Кумертау и Нефтекамске), в 2020 году начали работу еще два (в 32-й поликлинике Уфы и в Салавате). К 2024 году планируется запуск еще семи. 

Лечение 

Ежегодно на лекарственную терапию для раковых больных Башкирия тратит около 2 млрд рублей. Такая сумма выделялась в 2020 году, столько же предусмотрено в 2021. Еще 450 млн рублей в этом году направят на развитие онкологической службы по национальному проекту. Лечение онкологических заболеваний входит в программу обязательного медицинского страхования. Это значит, что любой пациент с полисом ОМС может получить бесплатное лечение в РКОД, если осуществить его в Башкирии невозможно. Больному выдают направление на лечение в федеральном центре. Как пояснил на одной из пресс-конференций главный внештатный онколог Минздрава РБ Рустем Аюпов, обычно в другие регионы направляют больных с редко встречающимися патологиями. Таких пациентов, разбросанных по стране, логичнее направлять в одну больницу, чтобы там создавалась база для ведения таких пациентов, а у команды врачей накапливался опыт.

В Башкирии, например, хорошо развита онкоурология: профильные операции проводят малоинвазивными способами, часто с помощью робота-ассистента. 

Тем не менее пациенты, уезжающие за границу для лечения рака, все еще не редкость. По мнению самих онкологов, разницы в методах терапии и в лекарственных препаратах в России и Европе уже нет, но убеждение, что за границей есть чудодейственные таблетки, все еще сильно. Мешает и слабая осведомленность пациентов о возможностях республиканского онкодиспансера, особенно показательным в этом плане стал год пандемии. 

«Что мы увидели в период эпидемии, когда закрыли границы: приходят люди, которые лечились в Германии, в Израиле, которые не смогли поехать на очередной курс, приходят с назначениями лекарственной терапии, показывают это все и спрашивают, что делать, как быть. Я смотрю – все эти препараты уже с 2019 года есть в арсенале онкодиспансера, все жители нашей республики получают эти препараты бесплатно в рамках ОМС, а им приходилось ездить в эти страны и покупать эти препараты, причем, сравнивая цены, почему-то получалось, что они в 2-2,5 раза дороже там», – рассказывал на пресс-завтраке главный врач РКОД Адель Измайлов. 

Его заместитель Рустам Аюпов, в свою очередь, подчеркнул, что особенно популярны клиники Израиля и Германии. По мнению онколога, отчасти это заслуга маркетинговых служб этих больниц. «Коммерческие клиники, которые работают на себя за рубежом, их не всегда интересует качество, их интересует наличие денег. Если есть деньги, они будут лечить все стадии, но есть честные клиники, которые говорят: "Мы вас лечить не можем, потому что все уже, к сожалению, запущено"», – комментировал он эту ситуацию.  

Это подтверждают и пациенты, которые лечатся в Уфе. Однако в маленьких городах организационные проблемы еще остаются Жительница Белорецкого района Галия Хисаева, которая три года назад поборола рак груди, рассказала нам, как проходило ее лечение и как обстоят дела сейчас.  

«Уровень и качество нашей медицины в Уфе хорошее, много квалифицированных врачей, отношение хорошее. В других отделениях как, я не могу сказать, я говорю именно про отделение пятой хирургии (отделение маммологии). Врачи высшей категории, знают свое дело, к каждому конкретному случаю – свое подобранное лечение. Незамедлительно назначают все обследования в кратчайшие сроки при наличии онкологии. Тем, кто находится в районах, гораздо тяжелее. Тут нет опытных врачей, которые с таким же успехом как их уфимские коллеги, смогли бы пролечить и выявить на ранней стадии наличие злокачественной опухоли. Есть много знакомых, кто, лечась в Белорецке, уже умерли. Возможно, мне просто повезло, что в Уфе оставили меня лечить. Не хватает опытных, квалифицированных врачей в районах, возможно, это связано с низким уровнем зарплаты в малых городах. У нас один онколог в поликлинике, который принимает бесплатно, но ему уже давно за 70 лет. У него уже слуха практически нет. Однажды на приеме после жалоб на грудь, он мне сказал: что я должен сделать? Я тебе не Аллах, сколько Бог тебе дал – столько и проживешь. Писала с просьбой главному врачу, чтобы к онкобольным отправили с Уфы нового онколога, но видимо, никто не хочет. 

На счет лекарств, в Уфе у них всегда все было, все предоставляли. Дополнительные обследования так же назначают бесплатно. А вот в городах поменьше – очень тяжело пробить для себя бесплатно нужное лекарство по льготе. За два года я один раз только получила бесплатно лекарство, хотя онкобольным сопутствующие лекарства должны полагаться по льготе. Говорят, что нет в аптеке.  

Я ожидала трудностей при операции, но я удивилась тому, как хорошо заботятся о оперированных больных в Уфе. Даже сиделка не нужна. Тут все смотрят и спрашивают, кто же мне такой красивый ровный шов сделал и говорят, что явно не в Белорецке. Я говорю, что в Уфе. Разница между столицей и мелкими городами очень огромная. Есть, конечно, и здесь врачи, которые любят свою работу, любят пациентов, но их очень мало. Так же есть платные онкологи, но к ним идти каждый раз тоже карман не позволит».  

Смертность 

Несмотря на все успехи онкологической службы, летальные случаи неизбежны. Если вернуться к данным статистики, в 2019 году рак унес 7 162 жизни. За последнее десятилетие интенсивность смертности от злокачественных образований растет. Если в 2010 году на 100 тысяч населения приходилось 143,9 умершего от рака, в 2015 году их стало 160,2, а 2019 – 177,1. Однако заболеваемость раком в эти годы тоже росла, поэтому сказать, что от него начали умирать чаще, нельзя. 

Самым смертоносным видом рака остается рак легкого, в 2019 году на его долю пришлось 17,4% всех летальных случаев среди онкобольных. В 2018 году злокачественные образования в легких тоже были на первом месте в структуре смертности с показателем 17%. 

Также в Башкирии часто умирают от рака желудка – 10,49% летальных случаев (в 2018 – 9,25%). Рак молочной железы тоже оказался в этом списке с показателем 8,2% летальных случаев от общей доли смертности онкобольных. Отметим, что данные смертности кооперируются с данными по распространенности заболеваний, так как исчисляются в абсолютных числах: очевидно, что чем больше людей болеет одним из видов рака, тем выше смертность от него. 

Любопытнее взглянуть на деление летальных исходов по полу, возрасту и месту жительства пациентов. Средний возраст скончавшихся от рака составил 68,9 года: у мужчин – 68,6 года, у женщин – 69,5 года. Причем уровень смертности от злокачественных новообразований среди мужского населения выше, чем у женщин, во всех возрастных группах старше 40 лет. В группе 65-69 лет мужская смертность от злокачественных новообразований превышает женскую практически в три раза. Также заметно преобладание городского населения в структуре смертности – на долю горожан приходится 61,4% летальных случаев. 

Другие новости рубрики