Ufameteo.ru сейчас в Уфе +24°C

 

Дума запретит рекламировать базовую стоимость автомобилей

<p>В рекламе автомобилей могут запретить заявлять базовую стоимость машины при демонстрации модели с большим числом дополнительных платных опций. Как стало известно «Известиям», соответствующий законопроект планирует внести на рассмотрение в Госдуму депутат от фракции «Справедливая Россия» Михаил Сердюк.</p>

В рекламе автомобилей могут запретить заявлять базовую стоимость машины при демонстрации модели с большим числом дополнительных платных опций. Как стало известно «Известиям», соответствующий законопроект планирует внести на рассмотрение в Госдуму депутат от фракции «Справедливая Россия» Михаил Сердюк.

По словам депутата, представленная в рекламе «сказка» сильно отличается от действительности. В демонстрируемом на экране автомобиле зритель видит и систему мультимедиа, и навигационную систему, и панорамную крышу с люком, и «автомат» с полным приводом — при этом производитель указывает цену базовой комплектации, в которой всех этих опций нет и в помине. Машина, показанная в рекламе, может оказаться дороже стартовой версии на несколько сотен тысяч рублей. Тем же грешат и рекламные баннеры на улицах и в интернете. И далеко не всегда есть хотя бы поясняющая звездочка и приписка мелкими буквами о том, что демонстрируемая модель и заявленная цена друг с другом никак не связаны.

— Мы думаем о том, чтобы приготовить законопроект, запрещающий компаниям использовать в рекламе цену, не соответствующую реальности. Такая реклама — это мошенничество, надувательство. Ведь образ не соответствует реальности. Это как привести невесту-красавицу, а потом в загс придет крокодил. Во-первых, такого обмана в рекламе не должно быть, во-вторых, необходимо наказание за такие манипуляции. Даже цена базовой комплектации, заявленная в рекламе, может оказаться в автосалоне иной: например, заявлено, что машина стоит 500 тысяч рублей, а в действительности — 570 тысяч. Или стартовой комплектации у дилеров вообще нет, — рассказал «Известиям» «эсер» Михаил Сердюк.

Схема, применяемая автопроизводителями в рекламе, работает: человек, соблазнившись роскошной машиной за доступные деньги, уже мысленно согласен на покупку. И он готов идти на компромиссы с самим собой, даже когда узнает о более высокой цене.

— Человек уже морально настроился и поэтому соглашается. Люди мыслят образами. Он уже жене рассказал про эту машину, детям, он уже готов купить эту машину, — добавил депутат.

Найти примеры, о которых говорит депутат, несложно. К примеру, рекламу Renault Duster, который позиционируется как доступный внедорожник. В рекламе на телевидении и на сайте компании в интернете используется лозунг «4х4 для всех. Полный привод с АКП от 488 тысяч рублей». В действительности такая машина будет стоить как минимум 675 тысяч. Разница почти на 200 тысяч рублей, а она для покупателя бюджетной машины существенна.

С Сердюком согласен председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» депутат Госдумы Вячеслав Лысаков.

— Используются серьезные сложные схемы, чтобы привлечь человека интересными ценами, он приезжает в салон, иногда даже из другого города, из другого региона, посмотрев рекламу. А там — машина по другой цене, — рассуждает он.

Законы, защищающие потребителя от введения в заблуждение, есть, считает Лысаков. Но нет практики их применения.

— Я вижу только один способ с этим бороться — наказывать за недобросовестность. Надо создавать институт материальной компенсации морального ущерба. Сейчас сумма чисто символическая — какие-нибудь 10 тысяч рублей. На Западе можно получить миллионы за моральный ущерб, и это правильно, это исключает возможность обмана и недобросовестности. Уже есть тенденции в эту сторону. Надо, чтобы суды создавали практику вынесения приговоров, которые могут отрезвить таких рекламщиков. Речь идет о праве применения существующих законов: сейчас судьи боятся, что такие решения могут стать бизнесом для потребителей, которые будут обращаться в суды для своей пользы, — рассказал Лысаков «Известиям».

Закон о рекламе, который должен защищать потребителя от введения в заблуждение различными маркетинговыми хитростями, действительно есть, и сокрытие или предоставление недостоверной информации продавцом ему противоречит. Но штраф за это полагается копеечный. Юристы считают, что существующего закона недостаточно, необходимы меры, которые прописывали бы данные нарушения и соответствующие наказания, вплоть до уголовной ответственности.

— Появление подобного законопроекта необходимо. Очень много потребительских споров связано именно с покупкой машины: цена указана без НДС, или цена базовой комплектации, которых и в продаже нет. Нужен закон, который не давал бы водить за нос потребителя относительно фактической цены машины. Если, например, указана хотя бы оговорка «цена от ... рублей», это можно назвать оплошностью потребителя. А если таких уточнений нет, то потребитель имеет право требовать за введение в заблуждение компенсацию или машину по разрекламированной цене. Бывает ведь, что человек видит рекламу, приходит в автосалон, горя желанием купить машину, и подписывает договор не глядя, а там оказывается цена в полтора раза выше. Нынешние законы защищают потребителя недостаточно, нужен законопроект, ограничивающий такой маркетинг, вплоть до уголовной ответственности, — объяснил «Известиям» юрист Общества защиты прав потребителей Олег Фролов.

Другие новости рубрики