Ufameteo.ru сейчас в Уфе +4°C

 

Россия способна обойтись без европейских продуктов

<p>Возможное эмбарго на ввоз импортных продуктов в Россию как-то серьезно на экономике не отразится. По словам президента Мясного совета ЕЭП Мушега Мамиконяна, в случае санкций Запада российский потребитель особенно не пострадает, так как крупнейший поставщик мяса в Россию — Латинская Америка, а молочная продукция, в основном, завозится из Белоруссии.</p>

Возможное эмбарго на ввоз импортных продуктов в Россию как-то серьезно на экономике не отразится. По словам президента Мясного совета ЕЭП Мушега Мамиконяна, в случае санкций Запада российский потребитель особенно не пострадает, так как крупнейший поставщик мяса в Россию — Латинская Америка, а молочная продукция, в основном, завозится из Белоруссии.

Зерном и растительным маслом, как отмечают эксперты, Россия способна обеспечить не только себя, но и еще 50 млн человек из других стран.

"А из Европы придется меньше покупать жиров, которые и так нам не нужны, потому что вредны для здоровья", — говорит Мамиконян. Он призвал не пугать население возможным падением импорта. "Мы это все уже проходили. Меньше будет 'фантиков', и всего-то", — заявил он.

Сейчас показатель общего уровня продовольственной безопасности России составляет 89%. Такие данные приводятся в исследовании Центра агропромышленной политики РАНХиГС, посвященном продовольственной безопасности в России.

"Распространенное мнение о том, что ослабление национальной валюты способствует повышению продовольственной независимости страны, не так очевидно, — считает директор Центра агропромышленной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. — Скорее всего, нужно говорить о том, что резкое ослабление национальной валюты создает дополнительные стимулы для национальных производителей".

По ее словам, сейчас уровни продовольственной независимости России распределены следующим образом: картофелем мы должны обеспечивать себя сами на 50%, молоком — на 90%, мясом — на 80%, зерном — на 95%.

Однако на самом деле эти соотношения не соблюдаются. Так, обеспеченность картофелем сейчас составляет 100%. Напротив, доля производства молока в последние годы упала до 80%, производство мяса сократилось с 90% до 60%. Но самое серьезное падение отмечается по говядине — 37,7%. Зато, по словам главного научного сотрудника РАНХиГС Василия Узуна, по мясу птицы мы скоро выйдем самообеспечение и перейдем к экспорту.

Между тем, как отметил Мушег Мамиконян, Россия продает белковой пищи в виде тех или иных продуктов питания гораздо больше, чем покупает. По данным Мясного совета ЕЭП, Россия экспортирует 2,5 млн тонн белковой продукции, а завозит всего лишь 350 тысяч тонн.

Как отметил Василий Узун, по калорийности и белкам в рационе мы вплотную приблизились к нормативам Минздрава. В то же время, существуют серьезные региональные различия по доступности продовольствия. Так, больше всего приходится отказывать себе в продуктах жителям Ингушетии, Республики Тыва и Дагестана.

Если, в целом, по стране на продукты тратят более 50% семейного бюджета 24% населения, то в Ингушетии этот показатель превышает 83%. Зато практически не отказывают себе ни в чем в Москве и Подмосковье, Тюменской области, Хабаровском крае, Башкортостане.

Одной из главных угроз продовольственной безопасности ученые называют вымывание малых форм хозяйствования и чрезмерную концентрацию сельхозпроизводства. "Численность крестьянских фермерских хозяйств сокращается, — отметила Наталья Шагайда. — Холдинги, напротив, наступают, причем, как правило, подконтрольные иностранным компаниям".

Однако Мушег Мамиконян не согласен противопоставлять крупные компании и небольшие фермы. По его мнению, сейчас на рынке присутствует 200-300 компаний, поэтому ни о какой "узурпации" малого бизнеса речи быть не может.

Другие новости рубрики