Ufameteo.ru сейчас в Уфе +17°C

 

Откровения школьных учителей из Башкирии: Почему педагоги уходят из профессии и что они думают о системе образования, детях и их родителях

Фото: ® UfaTime.ru

В Башкирии в сфере образования работает 116 тысяч человек, но педагогов катастрофически не хватает. Особенно мало в республике учителей математики, русского языка и литературы, английского языка, физики и химии. Власти в курсе проблемы и готовят новые программы для молодых специалистов: стипендии, оплату жилья и проезда, бесплатное образование. 

Редакция UfaTime.ru решила выяснить, что не так в системе образования и почему педагоги буквально бегут из профессии. Мы поговорили с пятью учителями из разных городов и районов Башкирии и попросили их ответить на один простой вопрос «Что вам не нравится в вашей работе?». Все наши собеседники попросили не называть их имен и школ, в которых трудятся, так как боятся карательных мер со стороны администрации, поэтому нам пришлось изменить их имена.

Элина, учитель начальных классов. Стаж работы 32 года, получает 25 тысяч рублей 

«Раздражают бумаги: протоколы родительских собраний, техника безопасности, отчеты. На уроке надо успеть и опросить, и оценку в электронный журнал поставить, а Интернет иногда не работает. Если сбой пошел – то всё.  А еще надоели со своими городскими мероприятиями, родители с ними особо не помогают, всех интересует только, когда все закончится. Кстати о родителях, я своих буквально глажу по головке, как и их детей, но есть наглые люди, которые ко всему относятся потребительски и со временем их количество растет. В основном это молодые родители, которые заходят и даже не здороваются».

На бумажную работу и дополнительную нагрузку, которая никак не связана с образованием, жалуются не только городские учителя. В селах тоже много писанины, а учитывая, что у учителей там помимо уроков есть свое хозяйство и огород, работать приходится на износ.

Фларида, учитель химии и биологии в сельской школе. Стаж работы 15 лет, получает 12 тысяч рублей с учетом доплаты за классное руководство

«Очень много конкурсов, для участия в которых невозможно найти детей. Родители не занимаются с детьми, не следят за ними, не контролируют, сделал ребенок уроки или нет – полный хаос. Но если что-то не так, если получает тройки и двойки и не может сдать ОГЭ и ЕГЭ, то учитель у них виноват, так как «не учит». Требования как к учителям, так и к детям завышенные: программы сложные, уровень интеллекта у большинства детей средний, они не стремятся развиваться, получать знания, а просто ходят в школу, потому что надо. Все практические и лабораторные занятия я на уроке им разжевываю и в рот кладу, но они даже это не успевают на уроке записать, требовать выдающихся результатов не приходится».

В министерстве образования ставку делают на молодых специалистов. В республике есть несколько программ поддержки начинающих специалистов. Нам удалось поговорить с двумя таким преподавателями, и оба они заявили, что уйдут из педагогики, как только кончится учебный год. Одна из главных причин низкая оплата труда. Чтобы получать достойную зарплату, нужно иметь первую или высшую категорию, много часов и классное руководство, у начинающих учителей таких надбавок обычно нет. 

Энже, учитель русского языка и литературы в районной школе. Стаж работы один год, получает 16 тысяч рублей

«Изъянов в системе школьного образования очень много. И они коренные, они кроются в структуре системы, которую на местах невозможно изменить. Что-то может измениться, только если «сверху» пересмотрят всю концепцию. Учителя собираются в институтах развития образования, устраивают круглые столы, смотрят вебинары, участвуют в форумах, говорят...говорят... Говорят хорошо, о больном, высказывают отличные идеи, ищут решения, вдохновляются. Но как только возвращаются в школу, в реальность, весь энтузиазм разбивается о нехватку времени на введение инноваций из-за второстепенных, не имеющих какого-либо отношения к обучению и работе с детьми. Мне хорошо, я молодая, у меня нет детей, особых обязательств вроде кредитов и ипотеки, все уроки в одну смену, преподавание в 5-х и 6-х классах, и, главное, нет классного руководства. Я могу себе позволить работать в школе ради того, чтобы не сидеть дома, в качестве хобби, которое спонсирует муж. Мне нравится работать с детьми, дети хорошие, и я люблю русский язык и литературу. Но я уйду из школы. Это абсолютно точно. На это есть несколько личных причин. Во-первых, в следующем году мне дадут классное руководство. Фактически, это вторая работа с необходимостью заполнять кучу отчетов и непонятных бумажек, распечатывать их за свой счет, собирать деньги, заниматься воспитательной работой, быть 24/7 в зоне доступа, убивать свою нервную систему за 80 рублей на ученика в месяц. Зачем? Во-вторых, работа в две смены с огромными «окнами». Т.е. нужно будет приходить на работу с утра и уходить в 6-7 вечера. При этом часть работы всё равно нужно доделать дома. В-третьих, невозможно строить планы. Из школы могут позвонить в любой момент и сказать, что в эти выходные ты не отдыхаешь. В-четвертых, труд сельского учителя очень низко оплачивается. Ни один молодой специалист, который знает свои способности и готов их приложить на благо детей, не пойдет работать 25 часов в неделю, с необходимостью работать после работы на дому, за 16 тысяч рублей. Из предыдущего пункта вытекает очень интересный момент: финансовая несостоятельность, несоразмерность усилий, затраченных на работу и её оплаты, невозможность реализовать свои желания – все это делает из учителя очень закомплексованного человека, который находится в состоянии хронической неудовлетворенности, ущербности и униженности. Из такого эмоционального фона какой пример они могут показать детям? Какие немые директивы внушить? От детей нередко можно услышать: «я ни за что не пойду работать учителем, они все такие злые, уставшие и задолбанные». Все попытки поднять престиж профессии учителя от одного этого сводятся на нет».

Альфия, учитель русского языка и литературы. Стаж 2 года, получает 35 тысяч рублей с учетом классного руководства 

«Напрягает, что нужно приходить после работы и проверять тетради, готовиться к урокам, а вести их нужно по ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт – прим.ред.), в выходные тоже надо готовиться и проверять, никакой личной жизни. В университете нас этому не учили. Когда только пришла в школу, думала, что мне будут помогать, но по факту, делай как хочешь, выкручивайся. Мечтаю доработать, получить деньги за молодого специалиста и уйти в магазин какой-нибудь кассиром работать». 

Такой негативный опыт заставляет многих учителей либо уйти из профессии совсем, либо сменить государственную школу на частную. Мы попросили педагога, поработавшего и там и там, сравнить, чем обычная школа отличается от частной. 

Евгения, учитель математики в частной школе. Стаж 5 лет

«В государственной школе я работала только год, за нагрузку в 24 урока в неделю получала 13 тысяч рублей: 8 тысяч рублей – оклад, остальное – надбавка за высшее образование, проверку тетрадей и тд. За первую категорию платят еще 35%, за высшую – 60%. Если есть классное руководство, то есть плюс ещё 2 500. За классное руководство – это смешная сумма, потому нужно каждый день отслеживать, кто не пришел в школу, тут же звонить родителям, узнавать, почему, на каждый пропуск ребенка должен быть документ. Нужно проводить классные часы раз в неделю, инструктажи по технике безопасности, тестирования детей, на все это заполнять документы. А ещё проводить родительские собрания, мероприятия с классом и воспитательную работу. Если что-то случится с ребенком даже вне школы, виноват будет классный руководитель, вплоть до уголовной ответственности. И все это за 2 500 в месяц. Естественно, никто не хочет брать классное руководство, но заставляют. Частная школа отличается только тем, что мы меньше бумаг заполняем, на мероприятия не ходим, так как не получаем деньги из бюджета и нас нельзя шантажировать тем, что денег не дадут. И меньшим количеством детей в классе. Зарплаты такие же. Касательно отношений с родителями, всегда есть адекватные люди и неадекватные. Если руководство принимает сторону учителя в случае необоснованных претензий, то дело ограничивается одним-двумя днями нервотрепки, если нет – можно серьезно попасть. Но сейчас редко администрация на сторону родителей встает, если только они спонсоры школы. Потому что учителей не хотят терять. И так большая текучка кадров в школах и нехватка учителей начальных классов, математики и русского языка. Никто не хочет такую нагрузку за 20 тысяч рублей. Когда старшее поколение уйдет на пенсию, вообще будет некому работать или будут работать люди, которые просто никуда больше не смогли устроиться. Этот процесс уже идет, и, если ничего кардинально не поменять, скоро вся страна останется без образования. От учителей требуется любовь к детям, уважение и вообще высокие моральные качества. Но человек, к которому относятся неуважительно и часто даже не по-человечески, таких качеств проявлять не может. Их запас заканчивается рано или поздно. И мы не можем научить детей поступать порядочно, если сами так не поступаем (а это иногда просто необходимо современному учителю, чтобы продержаться в современных условиях, так что это тупик). У меня и у всех моих коллег разочарование в профессии. Последние два года стало совсем трудно».

Другие новости рубрики