Ufameteo.ru сейчас в Уфе +17°C

 

В Башкирии обратили внимание на проблему травли детей – Нововведения приводят школьных учителей в недоумение

Фото: ® UfaTime.ru

В Башкирии у учителей и школьных психологов появятся новые обязанности. Образовательные учреждения республики будут оценивать не только по успехам в ЕГЭ, но и по профилактике травли среди детей.

Председатель комиссии Общественной палаты РБ по образованию, культуре, спорту, молодежной политике, развитию благотворительности и добровольчества Лида Исаргакова сообщила, что до конца декабря будут разработаны критерии мониторинга деятельности школ по борьбе с буллингом, в число которых войдут отдельно прописанные критерии оценки работы учителей и психологов в этом направлении. Вопросник будет распространен во всех профильных учреждениях республики.

«Если глава республики говорил о нашей проблематике в начале года, то каждый педагог должен был хотя бы одну строчку по профилактике буллинга в план своей деятельности включить. Конечно, педагоги не должны глубоко погружаться во все методики устранения травли в классе, однако первые признаки они должны уметь увидеть. Уверена, что хотя бы раз в год в школе должно быть проведено одно мероприятие по профилактике буллинга, необходимо, чтобы это было включено в общий план воспитательной работы школы на год. Что касается школьных психологов, у них также должен быть свой план работы по выявлению и устранению травли детей в школе. Недостаточно выявить факторы риска и остановиться на этом. Если мы увидим, что психолог запланировал такие мероприятия, однако руководством школы не созданы условия для их реализации – это одна ситуация, которая требует решения. Другое дело, если никто в школе не актуализирует эту проблему и не ищет ее решения, пытаясь создать впечатление благополучия. Однако мы по итогам исследования Института развития образования Республики Башкортостан увидели, что проблема буллинга в наших школах есть. Причем есть моменты травли не только между детьми, но и травли детей педагогами», – прокомментировала Исаргакова.

Пока не совсем ясно, что это будет за методика и в каком формате она дойдет до школ. Но сами работники образования относятся к нововведениям скептически. По мнению школьного психолога Александры Б. (традиционно, педагоги просят не указывать их фамилии и места работы, опасаясь санкций от руководства), школы уже завалены всевозможными мониторингами и опросами, еще один тест на выявление склонностей к чему-либо только увеличит нагрузку на психологов, у которых просто не останется времени на личные беседы и помощь детям.

«Если это будет очередная диагностика, это будет кошмар. Нас замучили ими. Например, диагностику на предмет употребления наркотиков мы проводим два раза в год, обработка результатов одного класса занимает где-то 6 часов, а у нас с 7 по 11 класс ее проходят – это невообразимая работа. Помимо того, что мы обрабатываем эти данные, есть еще методика по выявлению склонности к идеологии терроризма, ее тоже мы проводим. И уже психологи превращаются из людей, которые помогают детям, в статистов, которые проводят всевозможные опросы, – говорит она. – Когда к ученикам заходишь в класс, они уже просто стонать начинают, многие из них просто формально отвечают на вопросы, некоторые от балды заполняют, а кто-то назло даже говорит: «Я вам сейчас наставлю галочек, разбирайтесь потом». Большой вопрос, есть ли смысл от этого? Инструменты для решения проблемы буллинга уже известны, рекомендации и методички тоже написаны. Название-то может и новое, а проблема-то древняя. В одних школах она ярко выражена, в других – нет, здесь главное – как реагировать на эту проблему».

Учителя тоже мало верят в эффективность нововведения. По их словам, бумажной работы у педагогов хватает, а еще один отчет, который нужно будет заполнять, отнимет у классного руководителя время, в которое он мог бы поработать с детьми. «Травля в школе – явление не новое, и ранее мы с этим справлялись, – говорит учитель русского языка и литературы Инна Н. – Случаев, которые заканчивались бы тяжелыми последствиями, было мало; все последние ЧП в школах, которые на слуху, произошли совсем недавно. На мой взгляд, это результат той колоссальной нагрузки, которая свалилась на классных руководителей в последние 2-3 года: нас оторвали от детей, изолировали от них бумажками и отчетами. Раньше я с легкостью организовывала походы на природу, экскурсии и даже поездки в другие города с классом – это сплачивало коллектив, помогало коммуникации как в формате ученик – учитель, так и в формате ученик – ученик. Сейчас я не могу себе позволить так рисковать, потому что нужно получить разрешение администрации, согласие родителей, одобрение еще каких-то ведомств. Мне гораздо проще провести формальное мероприятие в актовом зале, написать о нем отчет с красивыми фотографиями и спать спокойно. Надо ли объяснять, что такая работа с классом малоэффективна и самими детьми воспринимается как наказание, а не как поощрение. Если классные руководители начнут больше времени уделять самим детям, а не бумажкам с рассказами о них, травля будет искореняться еще в зачаточном состоянии. Сейчас же учителям порой приходится выбирать: поговорить с проблемным ребенком и его родителями или написать очередную формальную характеристику на его семью для вышестоящих инстанций».

Другие новости рубрики