Ufameteo.ru сейчас в Уфе +6°C

 

Наказание за голову Бони и эмоциональную фразу хоккеиста: Какие странные штрафы получали СМИ Башкирии от Роскомнадзора

Фото: ® UfaTime.ru

В Уфе по инициативе Роскомнадзора мировой суд оштрафовал частное СМИ UfaTime.ru почти на полмиллиона рублей за публикацию об избиении ребёнка родителями.  

Летом на нашем сайте было опубликовано видео, на котором во дворе дома мать держит плачущего сына, а отец бьёт его кулаком в живот. После публикаций в социальных сетях и других средствах массовой информации правоохранительные органы возбудили уголовное дело в отношении родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию ребёнка. Однако инцидентом заинтересовались не только в Прокуратуре, Следственном комитете и МВД, но и в Роскомнадзоре. Только ведомство интересовали не обстоятельства избиения, а наличие у журналистов разрешения от родителей на публикацию видео с участием их сына. По логике инспектора РКН, издание должно было попросить мать или отца разрешить им опубликовать видео, на котором они бьют сына. 

Аргументы, что журналисты действовали в интересах ребёнка и общества, в данном случае получить разрешение было невозможно, а качество видео не позволяет идентифицировать мальчика, судья не принял и оштрафовал предприятие, директора и главного редактора на общую сумму 460 тысяч рублей. Наша история нашла отклик у коллег: главные редакторы и журналисты других СМИ, работающих в Башкирии, поделились своим опытом общения с Роскомнадзором. Оказалось, что штраф на UfaTime.ru не самый абсурдный в практике ведомства. 

На слуху остаётся история со штрафом для издания «КоммерсантЪ-Уфа», которое в апреле опубликовало материал о подготовке мест для захоронения жертв пандемии на Тимашевском кладбище. Информация журналистам была предоставлена директором Комбината спецобслуживания. Позже администрация города опубликовала опровержение, в тексте было сказано, что от коронавируса в Уфе никто ещё не умирал (напомним, материал выходил в апреле) и Комбинат работает в штатном режиме, хотя «КоммерсантЪ» и не утверждал, что уже есть умершие. Несмотря на это, публикацию признали фейком и выписали главному редактору Наталье Павловой штраф в 30 тысяч рублей. 

Наталья Павлова, бывший главный редактор издания «КоммерсантъЪ-Уфа»: «РКН возбудил на меня административное дело, предусматривающее для должностного лица штраф от 60 до 200 тысяч руб. В суде представители РКН никак не доказали ни факт заведомо ложной, как они считают, публикации, ни факт наступления каких-либо негативных последствий. Первая инстанция суда – мировой судья Октябрьского района – по нашему ходатайству уменьшила размер штрафа вдвое. Сам директор комбината Руслан Кинзикеев в суде заявил, что не помнит, о чём со мной говорил в тот день по телефону. Конечно, мировой суд не тот, на мой взгляд, уровень, который должен рассматривать столь специфические дела, требующие определённой квалификации, понимания особенностей работы СМИ. Районный суд нам в апелляции, несмотря на процессуальные и содержательные нарушения в решении первой инстанции, отказал. Хотя мы были уверены, что никакого другого решения, кроме отмены решения первой инстанции и прекращения дела, и быть не может. Сейчас мы готовим жалобу в Кассационный суд, центром которого является Самара. Надеюсь, судьи за пределами Башкортостана обладают большими познаниями и умеют отличить заведомо «вральную» провокационную заметку от обычного журналистского материала, рассказывавшего о подготовке специализированной службы к работе в условиях пандемии. Параллельно мы готовим материалы для правозащитников из «Агоры», которые вызвались помочь с направлением материалов в ЕСПЧ». 

Несколько других изданий, которые опубликовали такие же материалы о захоронениях со ссылкой на «КоммерсантЪ», тоже привлекли к административной ответственности. В частности под штрафы попали главред издания «Уфа1» Наталья Вязовкина и Тимур Алмаев, который тогда возглавлял редакцию ProUfu. Они тоже пытаются оспорить решение судов первой инстанции. 

Как оказалось, штрафы за публикацию изображений ребёнка без согласия родителей Роскомнадзор выписывает часто. Уфимская «Комсомольская правда» оказалась в похожей с нашей ситуации, когда сделала материал о подростке из Стерлитамака, избившем пенсионера. 

Рустам Максютов, главный редактор издания «Комсомольская правда-Уфа»: «В этом году РКН как-то уж чересчур активизировался. Одна только история с местами для захоронения ковидных больных чего только стоит. Там, насколько я помню, в чёрном списке было около пяти СМИ и практически все получили крупные штрафы, хотя, по сути, просто переписывали информацию авторитетного источника, которую косвенно на словах даже подтверждали в мэрии. Но особой занозой именно у нашего издания стала другая история, которая завершилась судебным приговором буквально на днях. Возможно, кто-то помнит, в мае в Стерлитамаке был случай, когда в подъезде одного из домов здоровый и крупный подросток принялся избивать беспомощного дедушку. Видео настолько жестокое и неприятное, что там прямо морщишься при просмотре. Но сотрудник РКН внезапно оценил этот ролик совершенно с другой стороны и решил разузнать, а есть ли у нас письменное разрешение родителей этого боевитого и энергичного мальчика на публикацию его изображения в СМИ. Даже если представить теоретически, то это довольно странно, чтобы журналисты обратились к родителям подростка, который на видео жестоко избивает дедушку, с просьбой разрешить публикацию. Как должен был звучать вопрос? Вот ваш сын с улыбкой на лице избивает старика, не могли бы вы нам разрешить это использовать? Мы публиковали это видео не по своей прихоти, к нам обратились местные жители, которые хотели общественного резонанса, так как парню, который и раньше попадал в такие истории, совершенно точно ничего бы не было, а уже завтра он вполне мог пойти избивать другого старика, чувствуя свою силу и безнаказанность. А если такого вовремя не остановить, то никто не знает, что он совершит в будущем, когда станет взрослее. Но в итоге, естественно, виноватыми оказались именно «Комсомолка» и лично я как главный редактор. Дело сшили в РКН хорошее, не придраться. Судья рассмотрела и выписала 30 тысяч рублей штрафа, а напоследок сказала: «Ну вы уж как-нибудь помогите этому дедушке. Жалко его». Что тут скажешь, попытались помочь и сделать доброе дело, а в ответ получил серьёзный денежный штраф. Где тут справедливость? Мне сложно ответить. С чисто человеческой точки зрения я не понимаю такие приговоры. Они только порождают ещё большую преступность. Да и к мониторингу от РКН большие вопросы. Во многих вопросах можно ограничиваться устными предупреждениями и просить поправить, а не сразу начинать готовить дело в суд. Как правило, любое официально зарегистрированное СМИ всегда идёт навстречу сотрудникам РКН». 

Многие наши коллеги заявляли, что сотрудники Роскомнадзора Башкирии часто составляют административные протоколы по формальным признакам. По словам Ильдара Ахмадиева, директора по развитию регионов ИД «Комсомольская правда», экс-главного редактора «КП» в Уфе, дважды его штрафовали за недостающие цифры в выходных данных газеты. «Впрочем, штрафуют они не всегда и не сразу. Чаще ультимативно требуют что-то удалить. В 99% случаев – ругательные слова в комментариях. Но иногда, бывает, докапывались до отрывков матерных слов, уже «запиканных» на видео. Ну и, конечно же, грозились штрафами за самый страшный грех – вовремя не сдать копии газеты в фонд какой-то там библиотеки, где должны храниться все копии». 

За правду пострадала и Светлана Валиева, главный редактор «Московского комсомольца» в Уфе. Издание в сентябре прошлого года опубликовало заметку, что двое кандидатов на пост главы Башкирии нарушили избирательное законодательство и агитировали людей голосовать за них в день тишины в своих социальных сетях. Суд счёл, что сообщение о нарушении дня тишины тоже является агитацией и оштрафовал главного редактора, а редакции вынес предупреждение. 

Но, пожалуй, самый нелепый штраф Роскомнадзор пытался наложить на журнал «Антенна-Телесемь». В проколе было сказано, что издание нарушило порядок выходных данных, но на месте выяснилось, что дело не в цифрах тиража и адресах, а в букве «е» на обложке. 

«Антенна-Телесемь. Уфа-Оренбург»: «В 2019 году представителей журнала вызвали в Роскомнадзор для составления протокола по статье 60 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» за нарушение порядка объявления выходных данных в выпуске издания №32. На месте выяснилось, что одним из нарушений порядка выходных данных, по мнению РКН, является то, что на обложке журнала название «Антенна-Телесемь. Уфа-Оренбург» не читается – его частично (букву «е» и названия городов – прим. ред.) закрывает голова героини номера – светской львицы и ведущей Виктории Бони. Доводы о том, что закрывать название героем номера – распространённая практика среди глянцевых журналов, а выходные данные – это специальный раздел в конце журнала, на инспектора не подействовали. Сотрудники журнала с нарушением не согласились и подготовили объяснение, где, по их словам, пришлось на пальцах доказывать, что обложка сверстана согласно принятым в журнальной вёрстке стандартам, а выходные данные, согласно статье 27 «Закона о СМИ», – это специальный блок на одной из полос издания. В этом блоке СМИ указывает регистрационный номер, название, должностных лиц, адреса редакции, типографии и другие предусмотренные законом обязательные данные. Отстаивание своей позиции с обеих сторон заняло несколько дней. В итоге издание вместо штрафа отделалось предупреждением за это «нарушение». Но заплатило штраф за другие, найденные по ходу разбирательств». 

Часто СМИ оказывается виноватым в том, что могут позволить себе другие. Уфимский новостной сайт News102.ru оштрафовали за неправильную цензуру матерных слов, сказанных хоккеистом. 

News102.ru: «Штрафовали один раз. За нецензурное слово, в котором две буквы были заменены на звёздочки. Его произнёс Линус Умарк (нападающий хоккейного клуба «Салават Юлаев» – прим. ред.) перед тысячами болельщиков на «Уфа-Арене». Хотя в федеральных рекомендациях РКН именно так прописано заменять. Но они посчитали это нарушением. Оспаривать в суде было бесполезно, так как живу в другом городе. Легче 5 тысяч заплатить». 

Леонид Егоров, медиаменеджер: «За свою карьеру я судился с героями материалов, меня вызывали на допросы в полицию. Были и предупреждения с РКН. В основном по неправильному оформлению выходных данных на сайтах, один раз меня предупредили о недопустимости использования фотографии умершего человека с замазанным лицом. Каждый раз это очень напряжённый разговор, в котором ты априори чувствуешь себя виноватым. Штраф в 460 тысяч – это приговор, однозначно. Ни у одной редакции нет таких денег «вынь да положь». Если всё и дальше пойдёт такими темпами, скоро РКН просто некого будет штрафовать. Быть официальным СМИ будет невыгодно, ведь можно и без лицензии вести, допустим, Telegram-канал. И при этом зарабатывать свой кусок хлеба». 

Выходит, что зачастую свидетельство о регистрации СМИ является просто обузой. И ладно бы речь шла об ответственности перед читателями, о необходимости следить за объективностью и правдивостью написанного, о внимательности к деталям. Это всё и должно быть. Но, к сожалению, получается, что надзорное ведомство выполняет иные функции. Какие, нам неведомо, но по факту оно сильно усложняет работу журналистов, сужает круг тем для освещения, а иногда – как в нашем случае – и вовсе ставит под вопрос будущее СМИ на основе чисто формальных обвинений. 

Другие новости рубрики