$73,02 -0,12 €86,77 -0,22

Низкокалорийные диеты повышают уровень патогенных бактерий в организме

Немецкие ученые, изучающие, как низкокалорийная диета меняет популяции кишечных микробов, сообщили о неожиданных результатах. Их выводы показали странную взаимосвязь между крайним ограничением калорийности и повышенным уровнем патогенных бактерий, связанных с воспалительным заболеванием кишечника.

В исследовании приняли участие 80 субъектов с избыточным весом или ожирением, сообщает New Atlas. Половине когорты было предписано поддерживать стабильный вес в течение 16 недель, в то время как другая половина завершила программу снижения веса под медицинским наблюдением, включая восемь недель очень низкокалорийной диеты (800 ккал в день).

В конце исследования ученые взяли пробы фекалий у участников и обнаружили, что у добровольцев на низкокалорийной диете изменился микробиом кишечника, в том числе снизилось бактериальное разнообразие и изменилось поведение оставшихся бактерий. «Мы смогли наблюдать, как бактерии адаптировали свой метаболизм, чтобы поглотить больше молекул сахара и тем самым сделать их недоступными для человека-хозяина», – отмечает первый автор исследования Райнер Джумпертц фон Шварценберг.

Затем эксперты взяли образцы фекалий у пяти испытуемых, демонстрирующих наибольшую потерю веса, и трансплантировали их мышам без микробиома. Поразительно, но мыши, которым была проведена трансплантация фекалий, быстро потеряли около 10% общей массы тела, несмотря на то, что они продолжали придерживаться обычной диеты.

Последним шагом в исследовании был детальный анализ микробиомов людей, сидящих на диете, чтобы попытаться определить какой-либо конкретный микробный фактор, который может объяснить потерю веса. Быстро выделилась одна конкретная бактерия: Clostridioides difficile. Увеличение объемов C. difficile обычно связано с применением антибиотиков, что приводит к воспалению кишечника. Тяжелая диарея и колит часто являются конечным результатом чрезмерного роста C. difficile, однако ни один из этих негативных симптомов не был обнаружен у субъектов, соблюдающих диету.

На данном этапе неясно, каким образом более высокие уровни C. difficile приводят к потере веса, не вызывая воспаления кишечника. Для этого нужны дальнейшие исследования.

Ранее UfaTime.ru писал, какие продукты повышают риск преждевременной смерти.

Регина Нуртдинова