Ufameteo.ru сейчас в Уфе +2°C

 

Предприниматели просят льготы для всех «малышей»

<p>В связи с обсуждаемой в правительстве идеей налоговых каникул для новых ИП, ассоциация малых и средних предпринимателей «Опора России» подняла вопрос о необходимости распространения льгот по налогам на уже работающих предпринимателей, чтобы не допустить перекоса на рынке. Материалы с соответствующими предложениями направлены первому вице-премьеру Игорю Шувалову, рассказал председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов.</p>

В связи с обсуждаемой в правительстве идеей налоговых каникул для новых ИП, ассоциация малых и средних предпринимателей «Опора России» подняла вопрос о необходимости распространения льгот по налогам на уже работающих предпринимателей, чтобы не допустить перекоса на рынке. Материалы с соответствующими предложениями направлены первому вице-премьеру Игорю Шувалову, рассказал председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов.

— Если новички освобождаются от налогов, необходимо выровнять позицию начинающих с теми, кто уже работает, — заявил Сергей Борисов на заседании правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства. — Мы не должны допустить перекоса на рынке с точки зрения конкурентных отношений. Те, кто выдержал все сложности, справедливо говорят: мне закрывать свое предприятие и открывать новое, чтобы получить льготу? Им нужно дать период разгона и роста.

Для микропредприятий, ИП и малых предприятий, работающих в производственном секторе, социальной сфере, здравоохранение и сфере инноваций, «Опора» предлагает на 2 года снизить ставку по специальным налоговым режимам до 50%. На спецрежимах находятся около 90% малых предприятий.

Микропредприятиями считаются компании с оборотом не более 60 млн рублей и числом сотрудников до 15 человек, малыми — с оборотом до 400 млн рублей и числом сотрудников от 16 до 100.

Например, сейчас ставка единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения (УСН), составляет 6% с доходов либо 15% с доходов минус расходы. Эти ставки целесообразно уменьшить до 3% и 7,5% соответственно, считает Сергей Борисов. Также вдвое нужно уменьшить ставку по патенту и по единому налогу на вмененный доход (сейчас это 15% от вмененного дохода).

— При этом продлевать льготный режим надо лишь тем, кто добился результатов в развитии, — например, существенно увеличил показатели по обороту, — считает Борисов. — Если же компания не вырастает из микробизнеса в малый бизнес, она эту льготу теряет.

Среднему бизнесу (оборот до 1 млрд рублей, число сотрудников — 101-250 человек) также следует снизить ставки на 2 года по налогу на прибыль и НДС и предусмотреть для них пролонгацию льготы еще на 2 года при достижении определенных показателей.

— Надо поощрять за развитие, а не просто субсидии раздавать регионам, — отмечает Сергей Борисов. — Эти меры выглядят непопулярно, но, если мы хотим движения вперед, льготы необходимы.

Сейчас малый бизнес играет очень незначительную роль в пополнении госказы. По словам главы налогового комитета «Деловой России» Марины Зайковой, налоговые поступления в федеральный бюджет от малого бизнеса составляют 2,5% от всех собранных в стране налогов.

Стоит отметить, что «Опора» просит льгот для производственных, социальных, инновационных компаний. По мнению Сергея Борисова, предприятия, занятые в торговле, смогут выжить без льгот и налоговых каникул.

Преподаватель кафедры экономического анализа организаций и рынков НИУ-ВШЭ Михаил Горст считает, что такие стимулы имеют смысл для средних компаний, у которых есть намерения развиваться и инвестировать. Среди микро- и малых предприятий слишком высока «смертность». В общем он оценивает предлагаемые льготы как полумеры.

— Основная проблема, сдерживающая развитие бизнеса, — высокие ставки соцвзносов и отсутствие внятной, последовательной налоговой политики, — говорит Горст. — Льготы по ставкам страховых взносов не способны исправить ситуацию, поскольку являются временными.

По мнению завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара Владимира Назарова, подобные меры хороши в период экономического кризиса и высокой безработицы.

— На мой взгляд, система стимулирования малого бизнеса в нашей стране крайне неэффективна, а льготы могут стать лазейкой по уходу от налогов, — опасается он. — Поэтому лучше установить более низкие ставки, одинаковые для всех хозяйствующих субъектов.

Владимир Назаров отмечает, что при существующем коррупционном и криминальном давлении на бизнес, состоянии судебной системы малому бизнесу страшно становиться средним и крупным, они всё равно будут избегать декларировать свои доходы.

Сергей Борисов уверен, что не надо бояться выпадающих доходов бюджета, поскольку будут приходящие новые доходы.

— Например, такая мера как субсидирование процентной ставки на 7-8% при получении предприятием кредита на покупку высокотехнологичного оборудования (таким образом, реальная ставка для заемщика составит 6-7%) потребует из госбюджета 40 млрд рублей, если таких кредитов выдать на 500 млрд рублей. Но эти деньги вернутся: поставленное на баланс оборудование уже в первые годы принесет в бюджет доходы в виде налога на имущество, на прибыль, НДФЛ, — говорит он.

Напомним, поручение рассмотреть возможность предоставления налоговых каникул, то есть освобождения на два года от уплаты всех налогов, включая страховые взносы, впервые прошедшим регистрацию индивидуальным предпринимателям дал премьер-министр Дмитрий Медведев. Это идея активно отстаивается Минэкономразвития и деловым сообществом, против выступают Минфин и Минтруда.

Другие новости рубрики