Ufameteo.ru сейчас в Уфе +2°C

 

Россияне стали покупать более дорогие машины, чем 6 лет назад, но реже

<p>Сегодня накопить на машину россияне могут быстрее, чем 6 лет назад, — за 2,5 года. И все чаще выбирают дорогие автомобили. Если так пойдет дальше, через несколько лет в России будут ездить, в основном, на джипах, прогнозируют эксперты "Российской газеты".</p>

Сегодня накопить на машину россияне могут быстрее, чем 6 лет назад, — за 2,5 года. И все чаще выбирают дорогие автомобили. Если так пойдет дальше, через несколько лет в России будут ездить, в основном, на джипах, прогнозируют эксперты "Российской газеты".

Средняя зарплата, действительно, в эти годы росла быстрее, чем цена на авто. Однако последняя поднялась на 44% до 28 200 долларов (6 лет назад она составляла 19 500 долларов), подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат". И это сократило очередь из желающих приобрести авто. Продажи с начала года сократились на 6%, говорится в другом исследовании, которое провела Ассоциация европейского бизнеса.

Но это вовсе не означает, что российский автопром выдохся, говорят эксперты. И, хотя в минэкономразвития "производство транспортных средств" считают одним из виновников замедления роста российской экономики, они настроены оптимистично. "Конкуренция на рынке сегодня настолько серьезная, что в следующую 'пятилетку' ожидать серьезного роста средней цены на автомобиль уже не стоит", — уверен исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. В то же время, говорит он, у автопрома в ближайшие несколько лет есть ряд задач, которые будет довольно сложно решить. "Зарубежные производители, которые открыли заводы в нашей стране, обязаны постепенно заменить иностранные детали в своих машинах на российские. Однако сегодня комплектующие из той же Восточной Европы дешевле наших. И как обеспечить требование российского законодательства, не увеличив в разы себестоимость, — большой вопрос", — заметил эксперт.

Здоровье автопрома важно не только ему самому. На него с надеждой смотрят другие отрасли: благополучие автомобильной промышленности влияет на спрос в металлургии, химическом производстве. Поэтому его влияния на темпы роста экономики отрицать нельзя, согласился с минэкономразвития главный экономист Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов.

Что касается проблемы с комплектующими, то, по мнению Удалова, практически единственная возможность решить эту проблему — разработать меры налогового стимулирования. "Ими могут быть дополнительные льготы для тех компаний, которые открывают или собираются открывать в России производство комплектующих, снижение налога на прибыль, например, — предложил он. — У большинства из них уже есть предприятия в Восточной Европе и Китае, и те сегодня недозагружены. В этой ситуации и открывать что-то новое в России с нуля смысла для них нет. Так что надо искать компромисс", — уверен Удалов.

"С другой стороны, пока особой проблемы я не вижу, — продолжает Миронов. — Попробуйте сейчас купить новую машину. Вряд ли получится, так как везде на популярные модели очереди длиной в несколько месяцев. То есть получается, что автопром обеспечивает спрос и, по идее, на отечественную экономику негативно влиять не должен. Налицо противоречие", — рассуждает Миронов. Это противоречие отчасти поясняет исследование "Автостата".

Так что многие россияне все-таки выбирают машины, которые по цене несколько ниже усредненного идеала. За ними как раз и выстраиваются очереди. Сегодня самый популярный ценовой сегмент — автомобили стоимостью 15-20 тысяч долларов. По данным исследования агентства "Автостат", именно такие авто вырвались в лидеры продаж. Год назад "идеал" стоил менее 15 тысяч долларов.

Последнее время становятся все более модными и популярными кроссоверы (полноприводные автомобили небольшого размера), рассказал Сергей Удалов. "Отсутствие хороших дорог и общая тенденция производителей на небольшое снижение цен в этом классе автомобилей плюс развитая конкуренция приведут в итоге к тому, что мы все скоро пересядем с седанов на эти небольшие автомобили повышенной проходимости", — предсказал он.

Смена лидеров на рынке авто произошла на фоне общего снижения интереса к покупке нового автомобиля из-за замедления темпов экономического роста, когда люди среднего достатка предпочитают не делать больших покупок. В результате самый дешевый и популярный сегмент потерял больше всего приверженцев. С января по сентябрь 2013 года доля рынка "дешевых" машин упала на 19,3%, и теперь автомобили по цене до 15 тысяч долларов оказались интересны всего 25,8% покупателей. В то время как машины ценой от 15 до 25 тысяч долларов заинтересовали уже 34,1% будущих автолюбителей. Раньше расклад был обратный — с большим преимуществом недорогих авто и за счет "дешевых", но массовых, продаж автопром набирал обороты.

Дорогой сегмент, конечно, растет, но не дотягивает до этих масштабов. Хотя темпы впечатляют. Исследование "Автостата" говорит о том, что продажи автомобилей стоимостью от 25 до 35 тысяч долларов выросли сразу на 16,7%, а более дорогие машины ценой от 35 до 50 тысяч долларов в январе-июле 2013 года решили купить на 5,7% больше россиян, чем за тот же период прошлого года.

Так что, в целом, спрос на авто упал, что отразилось и на объемах производства. Эксперты прогнозируют, например, что питерские автозаводы в этом году могут снизить выпуск продукции на 20%. Но это пока предварительные расчеты. Осенью должна снова заработать государственная программа льготного автокредитования. Она, уверен Удалов, поможет поднять спрос на продукцию автопрома, даст отрасли шанс и самой пойти в рост, и экономику поддержать.

Другие новости рубрики