Ufameteo.ru сейчас в Уфе +22°C

 

Минпромторг завершит программу льготного кредитования досрочно

<p>Банки уже почти исчерпали лимит бюджетных субсидий, направленных на поддержку программы льготного автокредитования. Это следует из поправок в закон о бюджете на 2013-2015 годы, который в среду депутаты Госдумы одобрили в первом чтении.</p>

Банки уже почти исчерпали лимит бюджетных субсидий, направленных на поддержку программы льготного автокредитования. Это следует из поправок в закон о бюджете на 2013-2015 годы, который в среду депутаты Госдумы одобрили в первом чтении.

Согласно документу, в текущем году на субсидии кредитным организациям (компенсацию выпадающих доходов за счет снижение ставок на 2/3 ставки рефинансирования), которые участвуют программе поддержки отечественного автопрома, выделено всего лишь 410 млн рублей. Между тем, по подсчетам «Известий», всего за 4 месяца действия программы общий объем компенсаций, который бюджет уже задолжал банкам-участникам, составил более 370 млн рублей.

Госпрограмма льготного автокредитования впервые была запущена в 2009 году как антикризисная мера поддержки российского автопрома. Она продлилась вплоть до конца 2011 года, обеспечив почти треть выдачи всех автокредитов. Всего за три года действия программы было выдано свыше 450 тысяч льготных кредитов. В июле 2013 года программа была возобновлена в связи с трудностями, которые испытывает автопром.

Согласно правилам программы, федеральный бюджет субсидирует будущим автовладельцам часть процентов по кредиту в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас — 5,5% годовых). Кредит можно взять на покупку автомобиля, произведенного на территории России, стоимостью не более 750 тысяч рублей, минимальный размер первого взноса — 15%. По итогам октября, по данным Минпромторга, средняя ставка по льготным автокредитам составляла 9,22% годовых.

Несмотря на то, что программа длится уже несколько месяцев, ее финансирование бюджетом до сих пор не было предусмотрено, и банки не получают компенсации. В связи с этим многие из подавших заявку на участие в программе так и не приступили к выдаче кредитов.

— Конечно, выдавать кредиты, пока не утверждено финансирование, — это большой риск, — заявил «Известиям» исполнительный директор банка «Петрокоммерц» Павел Неумывакин. — С учетом непростой экономической обстановки финансирование вообще может быть не предоставлено, и именно поэтому мы пока активно не участвуем в программе.

По данным Минпромторга, из более чем 130 зарегистрированных в программе банков активно выдают кредиты только 6: ВТБ 24 (17%), Сбербанк (15%), Юникредит-банк (14%), Русфинанс-банк (13%), Сетелем-банк (10%) и Райффазенбанк (6%), доля остальных участников программы — менее 25%. Всего с момента возобновления программы, по данным Минпромторга на 10 ноября, выдано 164 тысячи льготных автокредитов. В итоге льготная программа кредитования обеспечила банкам около 70% всего объема автокредитования. На 1 октября банки выдали 115 млрд рублей займов на покупку автомобилей. Из них объем льготных займов, по оценкам экспертов, составил 70-80 млрд рублей.

В ведомстве не смогли оперативно предоставить информацию об общем объеме компенсаций, который положен банкам-участникам за уже выданные кредиты. Но подсчитать это несложно. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Сбербанка, объем компенсаций накопленным итогом на 1 ноября уже составил 56,8 млн рублей. С учетом того, что на текущий момент госбанк выдал 15% объема всех льготных кредитов, общий объем компенсаций превысил 370 млн рублей.

Получается, что за 4 месяца программы банки уже выбрали практически весь объем субсидий, запланированный на текущий год. А ведь впереди еще декабрь, на которой традиционно приходится всплеск продаж. По прогнозам исполнительного директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Удалова, в предновогодний месяц реализация автомобилей вырастает на 15-20%. По прогнозу эксперта, по итогам года объем выданных автокредитов может достичь 167 млрд рублей, из которых не менее 130 млрд будет приходится на кредиты с господдержкой.

В Минпромторге признали, что проблема с финансированием существует. Как заявили «Известиям» в пресс-службе ведомства, из-за недостатка финансирования срок действия программы, который изначально был запланирован до конца 2014 года, будет сокращен.

— Общая сумма компенсаций по льготной программе кредитования на 3 года сократилась в 2,5 раза: c 13 до 5,5 млрд рублей, — рассказали в пресс-службе Минпромторга. — По этой причине сроки программы льготного кредитования могут также сократиться. Однако уже запланированные средства уменьшены не будут.

Эксперты оптимизма чиновников не разделяют.

— Даже 410 млн рублей — это запланированный объем субсидий, но не утвержденный, — говорит аналитик Экспертного центра Taxadmin.ru Максим Ратников. — Проект поправок в бюджет принят только в первом чтении, и ко второму объем субсидий может еще уменьшиться, поскольку Минфин взял курс на сокращение бюджетных расходов. Кроме того, может быть сокращено и финансирование программы на следующий год.

В Госдуме «Известиям» подтвердили, что такие опасения небеспочвенны.

— На все программы поддержки автопрома на будущий год Минпромторг запросил 89 млрд рублей, — говорит зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. — Это довольно серьезный объем, поэтому ведомству придется представить депутатам обоснования необходимости таких затрат. При отсутствии такого обоснования эти суммы могут быть уменьшены.

Впрочем, банкиры уверены, что, по крайней мере, по уже выданным кредитам бюджет компенсирует льготную ставку.

— Мы не опасаемся, что не получим компенсацию по уже выданным в рамках программы автокредитам, — говорит зампред правления банка «Уралсиб» (доля участия в программе — 3%) Илья Филатов. — Но, если программа будет свернута досрочно, темпы автокредитования замедлятся за счет роста ставок по кредитам, что, в свою очередь, скажется на объемах продаж автомобилей, производимых в России, поскольку именно на них рассчитана данная программа.

Другие новости рубрики