Астрономы обнаружили «мертвую звезду» с кислородной атмосферой

Команда астрономов из Германии и Бразилии, работая с данными широкоугольного телескопа SDSS (Sloan Digital Sky Survey) в обсерватории Апачи-Пойнт, обнаружила в созвездии Дракона «мертвую звезду» с кислородной атмосферой. Речь идет о белом карлике, тип которого ранее был предсказан учеными на теоретическом уровне. Информация об этом опубликована в научном журнале Science.

Внешние оболочки звезды SDSS J124043.01+671034,68 состоят не из гелия и водорода, как обычно, а из кислорода, который мог образоваться в результате супермощных всплесков термоядерных реакций. При этом доля других элементов, включая водород и гелий, в верхних слоях этой эволюционировавшей звезды как минимум в 25 раз ниже уровня кислорода.

Сейчас ученые пытаются отгадать загадку этого светила: что именно повлияло на иной состав ее верхних слоев, а также найти аналогичные белые карлики. Одним из возможных сценариев появления большого объема кислорода на поверхности звезды SDSS J124043.01+671034,68 астрофизики называют попадание его с другой звезды - бывшим компаньоном открытого астрономами светила.

Другой сценарий связан с реакциями, которые проходили в недрах практически погасшего светила не только между водородом и гелием, но и ядрами углерода, которые превращались в магний, неон и кислород. Однако второй вариант предполагает более высокую массу данной звезды, что несовместимо с текущей массой белого карлика. Но по словам одного из авторов исследования Густаво Орика из Федерального университета Рио-Гранде в бразильском Порту-Алегри, открытая звезда вполне могла избавиться от лишней массы в процессе своей эволюции.

Отметим, что белые карлики - это компактные звезды главной последовательности, имеющими светимость примерно в 10 тысяч раз меньше солнечной. В белых карликов превращаются красные гиганты, которые уже лишены собственных источников термоядерной реакции. По словам ученых, приблизительно через 7,6-7,8 млрд лет Солнце также превратится сначала в красного гиганта, а затем и в белого карлика размером с Землю.