Ученые впервые создали синтетический одноклеточный организм, который растет как обычная живая клетка

Фото: New Atlas

Впервые группа ученых создала синтетический одноклеточный организм, который может делиться и расти как обычная живая клетка. Этот прорыв может привести к созданию клеток, которые могут производить полезные химические вещества по запросу или лечить болезни внутри организма.

Это новое исследование, проведенное экспертами из Института Крейга Вентера, Национального института стандартов и технологий и Массачусетского технологического института, основано на более чем десятилетней работе по созданию синтетических форм жизни. В 2010 году команда создала первую в мире клетку с синтетическим геномом, которую они назвали JCVI-syn1.0.

В 2016 году исследователи разработали JCVI-syn3.0, версию, цель которой состояла в том, чтобы максимально упростить организм. Имея всего 473 гена, это была самая простая из когда-либо известных живых клеток – для сравнения, бактерия Escherichia coli (кишечная палочка) имеет более 4 000 генов. Но, возможно, это было слишком просто, потому что клетки не были настолько эффективны при делении. Вместо того чтобы быть однородными по форме и размеру, некоторые из них образовывали бы нити, а другие не разделялись бы полностью.

Для новейшей версии, получившей название JCVI-syn3A, ученые добавили в клетку 19 генов, включая семь, которые необходимы для регулярного деления. В результате новый вариант смог правильно делиться на однородные сферы. Этот проект может помочь ученым лучше понять процесс деления клеток и объединяет несколько других достижений в области синтетических и полусинтетических организмов за последние годы. В 2012 году команда произвела первую синтетическую клеточную мембрану. В 2017 году ученые создали дополнительные «буквы» ДНК в генетическом коде полусинтетического организма, а через несколько месяцев он произвел совершенно новый белок, пишет New Atlas со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале Cell.

В долгосрочной перспективе такая работа может стать важным шагом на пути к созданию синтетических ячеек, которые будут выполнять определенные задачи по запросу. Их можно использовать для производства химикатов для продуктов питания или топлива. Также они могут действовать как крошечные фабрики по производству лекарств внутри организма для лечения болезней.

Напомним, ранее UfaTime.ru писал, что корпорация Aerion работает над созданием сверхзвукового авиалайнера на 50 пассажиров. Скорость судна составит порядка 4 800 километров в час.