Ученые выявили антитела, способные нейтрализовать «омикрон»

Фото: UfaTime.ru

Международная группа ученых определила антитела, которые нейтрализуют «омикрон» и другие варианты SARS-CoV-2. Эти антитела нацелены на участки вирусного белка-шипа, которые остаются практически неизменными по мере мутации вирусов.

По словам Дэвида Вислера, исследователя Медицинского института Говарда Хьюза и доцента биохимии Медицинской школы Вашингтонского университета, выявив мишени этих «широко нейтрализующих» антител на спайковом белке, можно будет разработать вакцины и антитела, которые будут эффективны не только против «омикрона», но и против других вариантов, которые могут появиться в будущем. «Это открытие говорит нам о том, что, сосредоточив внимание на антителах, которые нацелены на эти высококонсервативные участки белке-шипе, можно преодолеть непрерывную эволюцию вируса», – пояснил Вислер.

Вариант «омикрон» имеет 37 мутаций в спайк-белке, который он использует для захвата и вторжения в клетки. Это необычно большое количество мутаций. Считается, что эти изменения частично объясняют, почему этот вариант смог так быстро распространиться, инфицировать людей, которые были вакцинированы, и повторно инфицировать тех, кто ранее переболел.

Чтобы оценить эффект этих мутаций, ученые сконструировали неработающий, нереплицирующийся вирус, псевдовирус, который производит белки-шипы на своей поверхности, как это делают коронавирусы. Затем они создали псевдовирусы с белками-шипами с омикронными мутациями и те, которые были обнаружены в самых ранних вариантах, выявленных во время пандемии.

Сначала эксперты проверили, насколько хорошо различные варианты белка-шипа способны связываться с белком на поверхности клеток, который вирус использует для фиксации и проникновения в клетку. Этот белок называется рецептором ангиотензинпревращающего фермента-2 (ACE2).

Они обнаружили, что спайковый белок «омикрона» способен связываться в 2,4 раза лучше, чем спайковый белок, обнаруженный в вирусе, выявленном в самом начале пандемии. Также выяснилось, что новый штамм COVID-19 способен эффективно связываться с рецепторами ACE2 мыши, что позволяет предположить, что «омикрон» может «перепрыгивать» между людьми и другими млекопитающими.

Затем ученые проверили, насколько хорошо антитела против более ранних вирусов вируса защищают от «омикрона». Оказалось, что антитела, полученные от людей, которые были инфицированы более ранними штаммами, и от тех, кто получил одну из шести наиболее используемых в настоящее время вакцин, обладают пониженной способностью блокировать инфекцию.

Антитела от людей, которые ранее были инфицированы, и тех, кто получил вакцины «Спутник V» или Sinopharm, а также однократную дозу Johnson & Johnson, практически не имели способности блокировать или «нейтрализовать» проникновение «омикрона» в клетки. Антитела людей, получивших две дозы вакцин Moderna, Pfizer / BioNTech и AstraZeneca, сохранили некоторую нейтрализующую активность, хотя она снизилась в 20-40 раз, что намного больше, чем у других вариантов. Антитела от людей, которые были инфицированы, выздоровели, а затем получили две дозы вакцины, также имели сниженную активность, но снижение было меньше, примерно в пять раз, что ясно показывает, что вакцинация после заражения полезна.

Все антитела, кроме одного, которые в настоящее время разрешены или одобрены для использования у пациентов, подвергшихся воздействию вируса, в лабораторных условиях не проявляли активности против «омикрона» или проявляли ее с заметным снижением. Исключением было антитело под названием сотровимаб, нейтрализующая активность которого была снижена в два-три раза, говорится в исследовании.

Но, когда авторы протестировали большую группу антител, которые были созданы против более ранних версий вируса, они выявили четыре класса антител, которые сохранили свою способность нейтрализовать «омикрон». Представители каждого из этих классов нацелены на один из четырех специфических участков спайк-белка, присутствующего не только в вариантах SARS-CoV-2, но и в группе родственных коронавирусов – сарбековирусов. Эти участки белка могут сохраняться, потому что они выполняют важную функцию, которую белок утратил бы, если бы они мутировали, пишет MedicalXpress.

Тот факт, что антитела способны нейтрализовать вирус благодаря распознаванию этих сохранившихся участков в столь разных вариантах вируса, позволяет предположить, что разработка вакцин и антител, нацеленных на эти участки, может быть эффективна против широкого спектра вариантов, возникающих в результате мутации.

Ранее UfaTime.ru писал, что южноафриканские эксперты назвали первый признак «омикрон»-штамма COVID-19.