Обнаруженное учеными антитело подавляет широкий спектр сарбековирусов, в том числе SARS-CoV-2

Фото: UfaTime.ru

Ученые обнаружили антитело, которое может привести к более эффективному лечению широкого спектра сарбековирусов, семейства вирусов, включающего коронавирус SARS-CoV-2 и его варианты. Научная работа опубликована в журнале Science.

Антитело нейтрализует SARS-CoV-2 и другие сарбековирусы в лаборатории, защищает от инфекции в исследованиях на животных и, по-видимому, способно пресекать попытки вируса обойти его путем мутации. «Наши результаты показывают, что это очень хороший кандидат для клинической разработки в качестве лечения моноклональными антителами», – отметил ведущий автор публикации Дэвид Вислер.

Антитело, обозначенное S2K146, было выделено из В-клеток, продуцирующих антитела, у пациента, который заболел COVID-19 и выздоровел. Как и другие антитела, индуцируемые вакцинами против SARS-CoV-2 и используемые в лечении моноклональными антителами, S2K146 нацелен на вирусный спайк-белок.

Спайковый белок прикрепляется к белку на поверхности клеток, который называется ангиотензин-превращающим ферментом (ACE2). Затем он запускает процесс проникновения вируса в клетку. Область спайкового белка, которая связывается с ACE2, называется рецептор-связывающим доменом и является основной мишенью антител после инфекции или вакцинации.

Один из способов, которым антитела к SARS-CoV-2 предотвращают инфекцию, – это связывание с рецептор-связывающим доменом спайк-белка, чтобы он не мог закрепиться на ACE2. Однако со временем варианты, такие как «омикрон», приобретают мутации, которые изменяют аминокислотные последовательности рецептор-связывающего домена спайк-белка так, что он больше не распознается многими антителами. Это называется уклонением от иммунитета, пишет MedicalXpress.

Для вируса у этой стратегии есть потенциальный недостаток: изменения в домене связывания рецептора, которые позволяют ему ускользать от антитела, могут также нарушать способность спайк-белка связываться со своей мишенью на клетке, ACE2, и запускать инфекцию. Спайк-белок SARS-CoV-2 оказался хорошо адаптируемым, и появились варианты с мутациями, которые позволяют домену связывания рецептора избегать существующих антител, сохраняя при этом способность связываться с ACE2 и вызывать инфекцию.

Область антитела S2K146, которую он использует для связывания и блокирования рецептор-связывающего домена спайкового белка, почти идентична области, распознающей рецептор ACE2. S2K146 имитирует молекулярные контакты, образующиеся с рецептором ACE2, связываясь именно там, где спайк-белок должен прикрепляться к клетке», – объяснил Вислер.

В результате любое изменение вирусного пика, которое снижает способность антитела связываться с ним, также, по-видимому, снижает способность вируса связываться с ACE2 и инфицировать клетки.

Ранее UfaTime.ru писал, что три типа кожной сыпи могут быть признаком «омикрон»-штамма.