Лионель Вийом: Я вижу, что русские компании выстраивают свою работу по принципу пирамиды, где на вершине располагается директор, который хочет заработать много денег
Несмотря на кризис и сокращения, уфимские компании сталкиваются с необходимостью подбора персонала. На помощь бизнесменам приходят кадровые агентства и HR-специалисты, хотя некоторые предприниматели предпочитают лично заниматься подбором сотрудников.
Мы решили выяснить, как обстоят дела на кадровом рынке Уфы и чем наш подход подбора кадров отличается от европейского. На вопросы отвечал директор французского культурно-лингвистического центра «Альянс Франсез – Уфа» Лионель Вийом, бывший генеральный директор сети гипермаркетов Leroy Merlin.
UT: С какими трудностями вы столкнулись в Уфе при подборе персонала?
Лионель Вийом: Мне довелось открывать магазины в десятках городах и странах, в том числе и в Уфе. При подборе персонала я обратился в кадровые агентства, но работа с ними оказалась не такой эффективной. Люди решили открыть кадровые агентства, но они сами не знают, как найти специалистов. Я заметил, что это я учил их набирать персонал и при этом платил им. Этой профессии нужно обучаться.
Есть такие компании, у которых нет собственных HR-специалистов, они обращаются в агентства. Но если они платят за услуги агентства, а в итоге получают человека, который им не подходит или сам не хочет работать, это неправильно.
UT: Чем отличается европейский подход к подбору кадров от российского?
Лионель Вийом: У нас кадровые агентства не работают по всем профилям одновременно. Существуют кадровые агенты, специализирующиеся на вакансиях в сферах продаж, есть те, кто подбирает персонал для ИТ-компаний и так далее. Потому что эти агенты знают профессию изнутри, зачастую они сами работали в этой сфере и понимают, какие качества необходимы работодателю.
UT: Что вас удивило в работе уфимских компаний с подчиненными?
Лионель Вийом: Сильно отличается менеджмент. Я вижу, что русские компании выстраивают свою работу по принципу пирамиды, где на вершине располагается директор, а у основания – сотрудники и клиенты. Директор хочет заработать много денег, поэтому он главный в этой пирамиде.
Во Франции другой принцип – принцип перевернутой пирамиды, основание которой, в лице сотрудников и клиентов, выше директора. Если сотрудник будет рад работать на нас, то будет больше клиентов, так как атмосфера, например, в магазине, будет приятной. Следовательно, продажи возрастут, и директор получит много денег. Мне кажется, российским компаниям нужно изменить свое отношение к сотрудникам.
Какой совет вы дадите уфимцам, которые хотят работать в компаниях европейского уровня?
Лионель Вийом: Не бояться. Здраво оценивать свои силы и не бояться учиться новому. Для меня как для руководителя важно, что человек адекватно оценивает себя. Я проработал в коммерции 29 лет, по шкале от 0 до 100 я оценивают свои знания на 70 процентов, потому что я могу еще чему-то учиться. Я общался с молодыми уфимцами, которые имеют 2-3 года опыта работы. Когда я спрашивал, как они оценивают свои знания, они отвечали на 80-90 процентов. Для меня это плохой знак, значит, человек больше не видит, куда ему расти.
Есть вещи, которые я не умею делать, но это не значит, что я плохой. Надо учиться на ошибках, бесспорно, все делают ошибки, но это делает лучше. Не бояться пробовать новые вещи. И важно понимать, что работа – это не жизнь, работа помогает жить, но не есть сама жизнь.
Интервью состоялось в рамках мероприятия Ассоциации Выпускников Президентской программы РБ «Формирование единой площадки, реализующей основные направления взаимодействия и работодателей и студенческих сообществ».