Ufameteo.ru сейчас в Уфе -6°C

 

Аскар Фазлыев: Сегодня вы не даете дотации МУЭТ, а послезавтра стоимость проезда в ПАЗиках будет 50 рублей

Фото: ® UfaTime.ru

Руководитель Муниципального управления электротранспорта Уфы (МУЭТ) Аскар Фазлыев раскритиковал новые виды транспорта, которые предлагают внедрять в городе. На пресс-завтраке «Коммерсантъ-Башкортостан» он поделился своим видением системы общественных перевозок.

О проблемах общественного транспорта:

У нас за последние 3-4 года разработано два федеральных закона на тему транспорта – ФЗ №220 и 480. Это говорит о том, что проблема с перевозчиками не такая простая, одним взмахом пера ее не решишь. Здесь много нюансов.

У муниципалитета нет полномочий, чтобы убрать нелегалов с дорог. К тому же мы сами не сможем обеспечить перевозку пассажиров в том количестве, которое нужно, хотя бы потому, что у нас маршрутная сеть трамваев разорвана.

Мы (МУЭТ – прим.ред.) перевозим 50-60 тысяч пассажиров, а в лучшие времена перевозили 150 тысяч. Маршрутная сеть электротранспорта укорочена, она не соответствует потребностям города. Чтобы людей пересадить с личных машин на трамваи и автобусы, общественный транспорт должен стать комфортным, нужны очень серьезные инвестиции.

Муниципалитет с  тем финансовым обеспечением, которое имеет, с этой задачей не справится. Если в отрасль 25 лет не вкладывали денег, чуда не случится. На сегодняшний день износ по троллейбусам  выше 80 процентов, по трамваям – выше 90. Пока мы предлагаем вот такой некомфортный вид транспорта, у пассажиров он не будет пользоваться спросом. Хотя преимущества электротранспорта очевидны – это экологичность и провозная способность.

Про трамваи:

Современная трамвайная линия по провозной способности конкурирует с метро. При этом она в разы дешевле в эксплуатации и строительстве, но это нужно делать по-современному. Чтобы пустить в Уфе современные трамваи, нужно переложить все линии. У нас есть четыре новых трамвая, но они могут ездить только по одному маршруту  – от Госцирка до Телецентра – по другим маршрутам они по условиям движения проехать не могут. Они слишком низкопольные.

Нужно комплексное решение и большие деньги. Есть инвесторы, которые готовы в это вложиться, но возникают юридические сложности – это первая проблема. Вторая проблема –  должно быть единое понимание того, что мы делаем.

О монорельсах и электробусах:

Если мы будем проектировать монорельсовые дороги и прочие летающие трамваи, как народ шутит, мы никогда не сдвинемся с места. Есть реальная, подходящая  для российского климата технология.

Про электробус сегодня написали, что «НефАЗ» его собрал. Это замечательно, но знаете, сколько он стоит? За эту цену можно 3-5 автобусов больших купить. Да, наверное, прогресс будет,  и лет через 5 появятся аккумуляторы и суперконденсаторы, которые смогут работать в нашем климате. Сейчас суперконденсаторы летом нужно охлаждать, а зимой – греть. Пока нет технологии для нашего разброса температур.

То же самое с монорельсами. Китайцы хотят построить у нас монорельс. Я верю, что они его построят. Вопрос, как его окупить? В одном китайском городе в среднем живет 5 млн человек, такой трафик окупит что угодно. У нас 1 млн живет, этого недостаточно, чтобы такие дорогостоящие проекты строить.

Чтобы проложить линию метробуса, в Уфе надо все переделать. Просчитывали затраты для строительства усеченного варианта метробуса в створе проспекта Салавата Юлаева, для этого там надо все эстакады перестроить.

Еще важный момент – технологическая уязвимость. Если мы ставим монорельс китайского производства, мы полностью от них зависим – мы его строить и обслуживать не умеем.

Про систему транспорта:

В России строят троллейбусы, трамваи, автобусы, на этом и надо строить систему. Все остальное пока утопия.  Петербургские товарищи (Санкт-Петербургский Институт Транспортных Систем по заказу Госкомитета РБ  по транспорту и дорожному хозяйству разработал два проекта развития системы транспорта Уфы – прим.ред.)  говорят, что трамвайные линии нужно прокладывать по проспекту Октября. Да, я согласен, это лучшая трассировка на сегодняшний  день. А теперь давайте вернемся к реальности, как мы их будем строить?

Года два назад были горячие головы, которые говорили, зачем нужно управление электротранспорта (МУЭТ). Есть ПАЗики, Ford, Газели – денег из бюджета не берут, а людей возят. Мы с ними спорили. Сегодня вы не даете дотации МУЭТ, завтра мы закроемся, а послезавтра стоимость проезда в ПАЗиках будет не 25 рублей, а 50, и вся экономия улетучится. Боюсь, что в отношении «Башавтотранса» такие же мысли появляются.
 
При этом огульно говорить, давайте уберем все Газели и прочие маленькие автобусы, тоже неправильно. По сути, эксперты предлагают вернуться к советской системе – есть магистральные три линии, по этим линиям нужно пустить автобусы большой вместительности, трамваи и троллейбусы. А на подвозных дорогах должны работать автобусы  малой вместительности. Например, в ту же Максимовку нерентабельно тащить трамвайную линию или большой автобус.

Чего хотят уфимцы и что делать:

Для людей важнее, что они без промедления могут сесть в автобус  и уехать. Кто ездит на автобусах, им глубоко безразлично, что автобусы нарушают правила.  

Есть две модели: общественный транспорт  – вид бизнеса  и общественный транспорт  – социальная услуга. Пока мы не перейдем ко второй модели, будут такие проблемы.

Другие новости рубрики