Ученые: ожирение связано с половыми и возрастными генами

Фото: UfaTime.ru

Сотни генов, вместе с факторами окружающей среды, определяют вес и размеры тела человека – от того, как организм накапливает жир, до того, как мозг регулирует аппетит. Об этом пишет UfacityNews.ru, ссылаясь на MedicalXpress.

Сейчас исследователи включили в этом список ряд генов, которые оказывают влияние на вероятность ожирения у представителей определенного пола и возраста. Полученные результаты могут пролить свет на новые биологические пути, которые лежат в основе ожирения.

Для обнаружения роли пола в вероятности ожирения специалисты проанализировали экзомы – белково-кодирующей части генома – 414 032 человек. Они изучили варианты и мутации в генах, связанные с индексом массы тела (ИМТ) у мужчин и женщин. Индекс массы тела является оценочным показателем степени ожирения. В результате эксперты выявили пять генов, которые влияют на ИМТ у женщин, и два – у мужчин.

Среди них дефектные варианты трех генов – DIDO1, PTPRG и SLC12A5 – связаны с более высоким ИМТ у женщин, но не оказывают воздействие на мужчин. Более 80% женщин с вариантами DIDO1 и SLC12A5 страдали ожирением, о чем можно судить по их ИМТ. У лиц с вариантами DIDO1 фиксировалась более сильная ассоциация с высокими показателями тестостерона и повышением отношения объема талии к объему бедер, что является показателем вероятности развития осложнений, связанных с ожирением, включая диабет и сердечно-сосудистые заболевания. Люди с вариантами SLC12A5 имели более высокие шансы заболеть диабетом второго типа.

Затем исследователи обнаружили два гена, OBSCN и MADD, которые ранее не были связаны с размерами тела и жировой массой в детстве. В то время как носители вариантов OBSCN имели повышенную вероятность избыточного веса в детстве, люди с вариантом MADD, как правило, были защищены от ожирения, как в детском, так и во взрослом возрасте.

Ранее UfaTime.ru сообщал, что отказ от трех факторов поведения уменьшает вероятность появления болей в спине на 39%.